Оно ведь хорошо, когда есть выбор, верно? Выбор пойти в кино или театр, сходить в ресторан или заказать из того же ресторана доставку на дом, ездить с комфортом по городу на седане или выехать на природу на джипе. Выбор есть всегда. Но всё богатство выбора рождает не только удовлетворение малейших наших желаний, но и зачастую дичайшее количество споров на тему "А что же лучше?"
Одна из таких богатых на спор тем: выбор типа прицепа для кочёвки пчёл. Под категорию "В" таких прицепов есть два типа. Тип первый собственно прицеп, платформа на колесах, которая вывозится и оставляется вместе с пчёлами. Ну или снимаются улья и прицеп едет за новой партией. Вот последнее обстоятельство, обременяющее пчеловода лишней и отнюдь не лёгкой работой и побудило создать второй тип.
🐝 Прицепы для пчеловодов под категорию "В". Рассказываю про свой автопарк
Умный человек подумал: "А почему бы не сделать съёмную платформу только для пчёл? Привёз её на прицепе, поддомкратил, вытащил из-под неё прицеп и поехал за следующей такой же платформой." И ведь хорошая, здравая идея! Но у всего есть как плюсы, так и минусы. Постараюсь разложить всё по полочкам на примере двух производителей: ООО "УЗМК", обладателем которых я и являюсь, и ООО "Промтехсервис", выпускающее прицепы со съёмными платформами серии "Орион". Статья не носит рекламный характер, поэтому я взял этих производителей только для сравнения типов прицепов.
Полочка номер раз. Цена.
Скриншот с сайта производителя прицепов "Орион" по состоянию на 28.01.2022. Кроме того, на сайте указано, что с 1 февраля 2022 будет повышение на 10%Финансовая составляющая весьма немаловажна, а зачастую играет и решающую роль. Комплект прицеп "Орион-9"+ съёмная платформа обойдётся в 214 500 рублей. Прицеп, кстати, идёт в полной комплектации: колёса, борта, тент с дугами, подкатное колесо и, вишенка на торте, тормозное устройство. Последнее, кстати, весьма немаловажное приспособление при транспортировке тяжёлых прицепов. А ведь пчёлы с ульями и мёдом ни разу не лёгкие. Платформа и прицеп интересна тем, что сделана по принципу "купил и пользуйся". Не требует каких-либо доработок.
Прицеп Орион-9 с платформой. Фото из открытых источниковА вот один 6-метровый прицеп "УЗМК" в составе сам прицеп, грузовые колёса R13C, подкатное колесо, винтовые опоры, 7-листовые рессоры, да ещё увеличенный по ширине 2.2 или даже 2.4 метра будет стоить 104 500. Правда, мы получим голую платформу без настила и накатной тормозной системы. И если настелить доску вполне бюджетно (понадобится примерно 0.4-0.45 куба дюймовки), то дооснастить тормозной системой может влететь в копеечку. Справедливости ради отмечу, что на учёт надо ставить каждый прицеп, а вот платформы нет.
Полочка номер два. Размеры и удобство работы.
Мы выяснили, что за цену ОДНОЙ платформы "Орион-9" мы можем купить ДВА прицепа "УЗМК". А если учесть длину 4.20 против 6 метров "УЗМК", то становится понятно, что для перевоза одинакового количества семей съёмных платформ нам будет нужно в полтора раза больше. А это, в свою очередь вызовет не только обморок зелёного земноводного, но и увеличенное количество рейсов на место кочёвки.
Прицеп УЗМК в размере 6х2.20. Застелен доской. Впоследствии будут установлены ещё много "плюшек".Ширина у Ориона тоже не радует. Всего лишь 1.80. Если учесть стандартные размеры улья из 35-миллиметровой доски в 530-560 мм, то для прохода между рядами останется менее 70 см. Много это или мало? Для сравнения, по санпину проход между рядами парт должен составлять не менее 60 см. Давно были в школе?
Обратите внимание: Прицепной опрыскиватель Amazone ux Super с фактическим объёмом бака до 9.000 л и шириной захвата 42 м.
Есть смысл зайти и примериться. И не забыть, что проход для детей, а не пчеловодов, да ещё и несущего тяжелый и не маленький корпус с мёдом. По опыту могу сказать, что на полутораметровой платформе с ульями (то есть проход около 40 см) можно пройти только боком.Да, проход узковат при размере 3х1.5, но кое-как работать можно. Хочется большего комфортаИ тут у "УЗМК" есть шикарное преимущество: ширина в базе на 20 сантиметров больше: целых два метра! Даже такое небольшое увеличение в стеснённых условиях даст весьма ощутимую прибавку в свободе передвижения. А если увеличить ширину (производитель это вполне допускает) до 2.2 или даже 2.4, то и вовсе между ульями можно будет на велосипеде ездить.
Полочка номер три. Эксплуатация
Как проходит кочёвка, если улья уже стоят на прицепе или платформе? Вечером или ночью летки закрываются, чтобы пчёлы не выползали из улья. Прицеп цепляется к тягачу, перевозится на место кочёвки, устанавливаются стойки, отцепляется от автомобиля, открываются летки. И всё, можно ехать за следующим прицепом.
А вот со съёмной платформой добавляются ещё два действия. Надо закатить прицеп под платформу, и по приезду выкатить. И, если второе, как правило, не вызывает затруднений, то первое... Скажите, вы вот как автолюбитель, сможете закатить 4-метровый прицеп в гараж задним ходом? А теперь представьте то же самое, только ночью, на бездорожье (ну а где вы видели в полях асфальт?), да не в гараж, а между двух достаточно хилых столбиков, который задевать прицепом ни в коем разе нельзя? Да ещё и расстояние между этими столбикам всего-лишь на 15-20 сантиметров больше, чем ширина самого прицепа. Вот я точно не смогу.
Прицеп УЗМК. Фото с сайта производителяЕсть, конечно, вариант отцепить прицеп и вручную его закатить под платформу. И опять вопрос. Вы пробовали просто на асфальте стронуть с места пусть даже пустой, но двухосный прицеп? Я пробовал. Удовольствие, скажу я вам... Да вообще никакого удовольствия от этого процесса нет.
Вот и получается, что когда я перевёз свои два прицепа и сладко сплю, то мой сосед со съёмными платформами не привёз и второй, а ему ещё и за третьим ехать. Шучу конечно, не буду я спать, что я, зверь что ли, помогу обязательно. Но ведь спать-то хочется!!!
Полочки остальные.
При всех вышеперечисленных минусах, есть всё-таки один бесспорный плюс съёмных платформ! А именно его низкая предрасположенность "отрастить ноги" и уехать с чужим тягачом. И ведь действительно, чтобы его увезти нужен именно такой же прицеп. Но, ежели с другой стороны посмотреть, то на выездной пасеке всегда есть сторож, который не очень предрасположен позволять расти энтим самым ногам. А если ещё и с ружжом, то и рога пообломать может водителю чужого тягача.
🐝 Победят ли традиции новые технологии? Рассказываю про модные тенденции в ульестроении
Внимательный читатель конечно же заметил, что в прайсе ООО "Промтехсервис" есть позиция "платформа для Орион-9 с выдвижной секцией". Это когда можно поставить дополнительные ульи в середину, меж двух рядов стационарных, а по приезду этот ряд просто выдвигается. Но это будет стоить дополнительные почти 50 000 рублей, то есть за платформу нужно будет выложить 120 000 - больше, чем прицеп от "УЗМК"!
Так что, уважаемый читатель, выбор за тобой. Ведь на вкус и цвет все фломастеры разные. И что одному хорошо, другому может и не подойти. И не говори потом, что я не предупреждал! :-)
А на этом пока всё. Всем солнца! Искренне ваш Пчеломаньяк.
#пасека #прицеп #пчеловодство #пчеловодство для начинающих #пчёлы #хобби как бизнес #приусадебное хозяйство #ПЧЕЛОМАНЬЯКЕще по теме здесь: Хозяйство.
Источник: Прицеп или съёмная платформа? Что выбрать пчеловоду для кочёвки.