Рекомендации к работе с текстами

Рекомендации к работе с текстамиНиже приведено несколько необременительных правил и рекомендаций, которые смогут помочь вам в нелёгком деле освоения нового текстового материала.

1) Работать с текстом лучше всего в спокойной обстановке, располагающей к сосредоточенности и вдумчивости.

2) Работать с текстом рекомендуется в удобной позе, чтобы от занятия не отвлекали болевые ощущения, связанные с неестественным положением тела при чтении, и общий дискомфорт.

3) Приступать к чтению следует в трезвом, сознательном и разумном состоянии, имея хорошее или нейтральное настроение и без ощущения усталости и сонливости.

4) Приступая к чтению, нужно иметь под рукой ручку с блокнотом, куда можно будет записать понравившиеся мысли или собственные замечания. Желательно делать как можно более пространные комментарии к определённым местам в тексте, если вы полагаете это важным и в дальнейшем намерены воспользоваться своими наблюдениями. Для этого достаточно оставлять в соответствующих местах в книге пометки и ссылки на страницы в блокноте. Если обстоятельства и внутренний настрой не располагают к излишне распространённым рассуждениям, лучше всего оставлять в тексте небольшие значки и метки, которые при перечитывании помогут в нём сориентироваться и припомнить свои предыдущие ощущения от прочтения. Не рекомендуется производить подчёркивания в самом тексте: это будет мешать при его повторном исследовании. Лучше оставить на полях фигурные скобки, которые способствовали бы уделению особого внимания обозначенным местам, при этом чтение самого текста не будет затруднено из-за неряшливых перечёркиваний и раздражительности, вызываемой ими.

5) В блокноте желательно завести особую библиографическую страницу, в которую можно заносить рекомендуемую или упоминаемую автором литературу и письменные источники.

6) По принципу пункта пятого также следует выделить страницу для записи имён и званий исторических деятелей того или иного рода для того, чтобы в последующем было легче наводить по ним справки для более полного понимания того, о чём говорится в тексте.

7) При работе с текстом, особенно с текстом специфическим, имеющим давнее происхождение или содержащим узкоспециальную, профессиональную лексику, рекомендуется иметь под рукой несколько словарей: толковый, этимологический (для более лёгкого запоминания терминов), словарь имён собственных и тезаурус исторических дат, если в том возникнет необходимость. Если произведение представляет собой историческое описание жизни и быта определённого слоя общества, или оно создано в давние века, не лишним будет держать поблизости фразеологический словарь. Если текст насыщен историческими датами, событиями и упоминанием их участников, и они имеют в нём первостепенное значение для понимания смысла книги, словарь имён собственных и тезаурус исторических дат лучше заменить на энциклопедии соответствующей тематики.

8) Прежде чем приступать к работе с текстом, рекомендуется побольше узнать о его авторе, о том, в какой исторической обстановке и в каких условиях создавался труд, возможно, вам удастся выяснить какие-нибудь подробности, которые обратят ваше внимание на проблематику, затрагиваемую в тексте, что, несомненно, облегчит его усвоение и создаст положительный психологический эффект от вашей осведомлённости. Также следует почитать его критику, которая должна быть как можно более разносторонней. Это, с одной стороны, убедит вас окончательно в необходимости чтения выбранного текста, а, с другой, заранее прояснит некоторые сложные вопросы, возникающие при освоении незнакомой книги. При этом в первую очередь нужно руководствоваться мнением авторитетных писателей, критиков и научных сотрудников соответствующего профиля, а уж затем широкой аудитории.

9) Рекомендуется после прочтения каждой главы или всего текста в целом написать в блокноте хотя бы несколько строк о своих ощущениях от прочтения. Делать записи лучше в доверительном духе личного дневника, свободным стилем и не стесняясь выражений. При этом не обязательно перечитывать впоследствии эти записи. Создаются они для того, чтобы сделать для себя окончательные выводы по поводу актуальности и интересности для вас читаемой или прочтённой книги. Если вы по каким-то причинам не желаете доверять свои мысли дневнику, обсудите книгу со своими знакомыми