Традиции, верования и христианизация чувашей: от язычества до Норусовской церкви

Календарь и трудовая жизнь чувашей

В чувашской культуре, даже после вхождения в состав России, особым днем недели была пятница (эрнекун), которую русские называли «пятки». Неделя (эрне) отсчитывалась именно от пятницы, что подчеркивало ее значимость как праздничного дня, сохранившегося со времен до Казанского ханства. Четверг считался «малой пятницей» — днем для домашних дел и подготовки к полевым работам. Среда была «кровавым днем», посвященным жертвоприношениям духам, а вторник — временем для начала важных дел и верховой езды для молодежи. Понедельник связывали с колдунами, в этот день накладывались различные запреты. Воскресенье воспринималось как день для визитов, а суббота со временем стала общим праздничным и банным днем. Такое деление времени отражало глубокую связь с языческими верованиями.

Крестьянская жизнь строилась на взаимопомощи. Если одному хозяйству было не справиться, на помощь приходила вся деревня, собираясь на «Ниме» — коллективную безвозмездную работу для строительства дома или других построек. Это укрепляло общинные связи, ведь каждый знал, что в будущем помощь может понадобиться и ему. Работа часто завершалась общим праздником. Чуваши, в основном, жили скромно, но с достоинством, стараясь держать годовой запас хлеба. Богатство не выставлялось напоказ, разница была лишь в размере и добротности хозяйства.

Сакральное отношение к хлебу и земле

Хлеб занимал центральное место в мировоззрении, считаясь Божьим даром. Его встречали гостей, им благословляли молодых. Существовало множество ритуалов и запретов, выражающих уважение: нельзя было выбрасывать хлеб, есть его украдкой или смахивать крошки ладонью. Детей учили бережно собирать каждую крошку. Добыча хлеба была тяжелым трудом, временем страды — страдания. Сельскохозяйственные циклы сопровождались особыми обрядами. Сеятелем, например, мог быть только уважаемый старец из благополучной семьи, проводивший перед посевом ритуалы и молитвы. Урожай зависел не только от труда, но и от благосклонности высших сил, а неурожай мог быть истолкован как вина сеятеля. Мудрость предков гласила, что землю нужно любить и уважать, как мать, и только тогда она отдаст свою силу.

Языческие верования и обряды

До христианизации чуваши обожествляли силы природы, веря, что у земли, солнца, дождя есть человеческие черты и семьи. Они не строили храмов, а проводили обряды в специальных местах — «Киреметах», огороженных пространствах с тремя воротами. Эти сооружения никогда не ремонтировали, а по ветхости сжигали и строили заново. Главным обрядом был «Чӳк» (Большой Чӳк), проводившийся дважды в год с участием всей деревни. В жертву приносили животных, а после ритуальной трапезы остатки закапывали. Существовали и малые обряды на разные случаи жизни. Особые ритуалы, такие как «девичья пахота» (Хӗр сухи) с участием 12 девушек, проводились для защиты от эпидемий.

Чувашский пантеон был обширен и делился на добрых и злых духов. Согласно мифу, злые Киремети появились после того, как люди, поддавшись Шайтану, убили доброго сына Высшего Бога. Успокоить этих мстительных духов можно было только жертвоприношением. Помимо Старшего Киремета (Аслӑ Киремет) и ангела смерти (Эсрель), существовали духи леса (Арҫури), болезни (Йӗрех), шутники (Ийё) и многие другие. Однако основными творцами и покровителями считались Высший Бог (Ҫӳлти Турӑ) и Бог Солнца (Хӗвел). У Высшего Бога была своя семья и около 80 помощников, каждый из которых отвечал за определенную сферу: гром, ветер, плодородие, дом, скот и т.д.

Насильственная христианизация и история Норусовской церкви

Христианизация чувашей, начавшаяся во второй половине XVI века, часто проводилась насильственно: уничтожались языческие капища, преследовались язычники, открывались церкви. В 1555 году была учреждена Казанская епархия. Жители села Норусово и окрестных деревень были крещены в середине XVIII века, когда открылись Норусовская и Альменевская церкви. Указ Казанского Синода 1744 года предписывал приписать всех жителей к новопостроенной Норусовской церкви. Крестили группами, давая крестьянам новые, христианские имена.

Новая каменная церковь в селе Норусово была построена в 1889 году на средства прихожан 16 деревень. С ней связана мрачная легенда о девушке, замурованной в фундамент для вечности храма, что, вероятно, является народным искажением христианского обряда закладки святых мощей. Церковь была трехпрестольной, с колокольней, и полностью содержалась прихожанами, что подтверждается договором 1845 года, регламентирующим сборы на содержание духовенства.

За годы служения в Норусовской церкви сменилось множество священников, многие из которых были выпускниками Казанской духовной семинарии. После революции 1917 года началось закрытие церквей. Норусовский храм был закрыт в 1939 году, а в 1972 году взорван саперами после двух попыток. По воспоминаниям, участники разрушения вскоре умирали, что народная молва связала с местью храма. К концу 1930-х годов на территории района не осталось ни одной действующей церкви из девяти существовавших.

Возрождение религиозной жизни началось в новом тысячелетии. В 2002 году был зарегистрирован новый приход, а в 2003 году в селе Калинино построен и освящен Храм Покрова Божией Матери с девятью куполами, символизирующими чины ангелов.