5 апреля 1992 года Указом Президента Украины началось формирование Военно-Морских Сил на территории Украины. Раздел территории и техники оказался довольно сложным процессом для обеих сторон.
Но не смотря на все сложности и параллельно возникающие проблемы, по окончанию раздела, в состав Военно-Морских Сил Украины вошло 30 боевых кораблей и катеров, 80 судов обеспечения и приблизительно 60 единиц авиации, которые в дальнейшем продолжили свою службу в портах Одесса, Феодосия, Новоозерное (о.Донузлав) и в главной базе Севастополь. Следует заметить что большинство переданной техники имело срок службы больше 20 лет и требовало если не капитального ремонта то среднего и модернизации.
В настоящее время «скелет» ВМС Украины составляет не большое количество кораблей, а именно: фрегат «Гетьман Сагайдачный» (флагман), корабль управления «Славутич», большой десантный корабль «Константин Ольшанский», средний десантный корабль «Кировоград», корвет «Тернополь» и ряд ракетных, противолодочных катеров и тральщиков. К большому огорчению не востребованными осталось несколько мощных боевых единиц: крейсер «Украина» в г.Николаев, два стороживых корабля на территории Крыма. Продолжаются попытки поставить в строй единственную дизельную подводную лодки «Запорожье», благодаря которой ВМС Украины считаются разнородными.
Для эффективного использования всех имеющихся ресурсов, для выполнения ими задач по первоначальному предназначению, не достаточно их только иметь. Финансирование – причина всех проблем.
Командиры штабов проводят учения в составе всех кораблей и береговых частей на плакатах, разделяясь на «красных», «зеленых» и «коричневых»; молодые экипажи кораблей не имеют наплаваности; боевая подготовка матросов на протяжении всей их службы даже не начинается.
Прогнозировать будущее ВМС практически не возможно, кроме одного варианта : недостаточное внимание со стороны правительства, не достаточное финансирование на обеспечение и модернизацию приведет к потере элиты вооруженных сил и статуса страны - «морская».