Вам поручили вводить в курс дела стажера? Считайте, что воспитываете инопланетянина. Настоящего человечка с Марса. Зеленого, каким ему и полагается быть.
Гордость от того, что Вы – наставник, может ох как пострадать в совместной работе со вчерашним студентом. Ведь молодой практикант не хуже начальника много раз заставит Вас задаться любимым русским вопросом: «Что делать? (C ним, разумеется)». Чтобы не схватиться за голову в ненужный момент, давайте предугадаем такие ситуации. Итак, что делать, если он…
…Отнимает слишком много времени.
«Ведь обязательно сделает что-нибудь не так,» - говорит в нас убежденный перфекционист. И мы не решаемся перепоручить часть своих дел практиканту. Вкалываем и за себя, и за него. Начальник же думает, что работают двое и ждет соответствующих результатов.
Ирина (206), маркетолог, часто оказывается в ситуации цейтнота, когда дел невпроворот и все срочные. В один из таких периодов за ней закрепили новенькую. Ира каждый вечер выделяла полчаса, чтобы все объяснить подопечной. В течение дня давала небольшие поручения. Но когда она видела, что стажер «опять идет к ней со своими вопросами», то начинала нервничать. Потому что не успевала выполнять свои основные обязанности, которыми ни с кем не делилась.
Решаем проблему:
1. В условиях нехватки времени объясните стажеру, что полное и детальное обучение Вы проведете позже. Скажите конкретно, когда. И не стесняйтесь давать подопечному задания. Так Вы быстрее оцените стрессоустойчивость практиканта, его ответственность и лояльность.
2. Составьте план обучения стажера, лучше всего, в форме таблицы Excel. Пропишите, каких результатов он должен достигнуть и в какие сроки.
3. Договоритесь с практикантом о том, в какое время вы будете обсуждать возникшие у него вопросы. Подсказывайте, в каких источниках можно самому найти нужную информацию.
4. Всё, чему обучили подопечного, предлагайте ему сразу испытать на практике.
5. В течение недели ведите хронометраж рабочего дня с точностью до пяти минут. Проанализируйте, в каких случаях потратили время без пользы. Постарайтесь сократить такие пробелы в своем графике.
Оксана (209), HR-менеджер, подошла к планированию совместной работы со стажером творчески. «Я использовала «стрессовый» метод обучения, - рассказывает она, - Когда мне поручили ввести в курс дела новенькую, сразу дала ей задание: оформить документы по приему на работу сотрудника. Установила точный срок – все сделать к пяти вечера. За один день «подопечная» должна была узнать: где найти формы документов, как их правильно заполнить, что делать, если руководителя нет на месте. У такой задачи есть решение и не одно. Найти его нужно было самостоятельно. Я на помощь не бросалась. Стажер сильно нервничала, но задание выполнила. Уже на следующий день она проделала точно такую же работу без труда и в отличном настроении».
…Не понимает объяснений.
Ожидать, что стажер схватит все на лету, как бажовский Данилка Недокормыш, - большая ошибка. У него нет Вашей головы, так хорошо настроенной на работу фирмы.
Лана (300), бухгалтер, обучает свою новую помощницу Катю, как отражать операции бухучета в программе: «Дебетуешь шестьдесят восьмой счет… Проверяешь сальдо по пятьдесят первому… Сторнируешь двадцатый точка один…Поняла?». Практикантка не разбирается в счетах так же хорошо, как Лана. «Я запишу», - с готовностью отвечает она. Бухгалтер раздражается: «Тратить столько времени на элементарные вещи ужасно!».
Решаем проблему:
1. Объясняя практиканту сложный материал, составьте план, чтобы не забыть рассказать о важном и не углубиться в малозначительные детали.
2. Рисуйте схемы, таблицы, делайте скриншоты с дисплея компьютера, которые облегчат понимание.
3. Демонстрируйте наглядные примеры из практики: показывайте конкретные файлы и документы;
4. Попросите стажера пересказать материал, который объяснили, своими словами: удостоверьтесь в том, что он понял Вас верно;
5. Старайтесь ответить на любые вопросы практиканта, даже если они кажутся Вам глупыми;
6. Обращайтесь за помощью к коллегам. Многим роль наставника доставляет удовольствие. Вполне возможно, кто-то из них лучше донесет до Вашего подопечного суть вопроса.
… Делает глупости.
Без комментариев. Стажер бы не был стажером, если бы он не ошибался, не забывал выполнять задания, не трусил перед клиентами и начальством и не переживал постоянно, что он плохой работник. Вспомните себя в первые рабочие месяцы.
«Новички – это беда, - говорит Елена (204), руководитель колл-центра в банке. – Один разговаривал с клиентом целых пять минут. У нас это считается очень долго. Потом передал трубку мне со словами: «Я не понимаю, чего он хочет. Другой – ответил бабушке, спросившей, когда отремонтируют банкомат: «Он исправен. Там одни пятихатки остались. Бедная женщина перезванивала, уточняла, что это такое».
Старайтесь понять причины ошибок стажера. Это далеко не всегда просто отсутствие опыта.
Решаем проблему:
1.Чаще давайте обратную связь действиям стажера. Начинайте с похвалы, а потом, если нужно, и критикуйте. Но только деликатно и конструктивно;
2. Открыто спрашивайте у практиканта, что поможет ему лучше усваивать информацию (читайте – меньше ошибаться);
3. Делитесь собственным опытом ошибок и неудач: как Вы их переживали, как разрешали сложные ситуации;
4. Давая задания, предупреждайте, какие трудности могут возникнуть при их выполнении и как с ними справиться.
… Подставляет.
От кого – от кого, а от стажера мы не ждем, что он наподличает и свалит свою вину на Вас. Но так бывает. И вдвойне обидно, что Вы вложили столько сил в то, чтобы помочь ему стать специалистом, а вместо благодарности, получили это…
В такой ситуации оказалась Елена (200), кредитный специалист. «Мне поручили обучить новенькую девочку за два дня, - рассказывает Лена. - Она работала через мой код доступа к системе. Прошло две недели, и выяснилось: стажер неправильно оформила товар в рассрочку. Начальник потребовал, чтобы я возместила клиенту недостачу».
Решаем проблему:
1. Заранее оговорите с начальником, кто будет отвечать за ошибки и недочеты практиканта.
2. Позволяйте стажеру пользоваться Вашим доступом в систему только с санкции руководителя.
3. Проверяйте операции, сделанные на компьютере в Ваше отсутствие.
4. Если к Вам несправедливо применяют взыскание, вместо того, чтобы расписаться в графе «ознакомлена», в письменном виде вырази Ваше несогласие. И проконсультируйтесь с грамотным адвокатом.
… Составляет конкуренцию.
В фильме «Путешествия Гулливера» Роба Леттермана, обаяшка Дэн нанимается в отдел писем помощником Лэмюэля Гулливера. Он инициативен, энергичен, и в первый же день его повышают. Дэн становится официальным шефом своего наставника. И это при том, что сам Лэмюэль двенадцать лет проработал на унизительной должности курьера, и ни разу не продвинулся по карьерной лестнице. Вот такое честное соревнование!
В схожей ситуации оказалась и Марина (207), менеджер активных продаж. Она уделяла очень много внимания новому стажеру Насте. Вечерами после работы специально задерживалась, чтобы научить девушку технике деловых переговоров. Инсценировала с подопечной возможные ситуации при общении с клиентами. Рассказывала собственные секреты удачных продаж. Через два месяца Настя заняла позицию на две карьерные ступени выше, чем Марина.
Решаем проблему:
1. Если Вашего подопечного повысили, переймите положительный опыт. Подумайте о том, что он сделал правильно и чем приглянулся руководству.
2. Повышайте свой профессиональный уровень, изучайте книги по лидерству, тайм-менеджменту, командообразованию.
3. Как бы ни распределились Ваши роли в коллективе, сохраняйте доброжелательные отношения со стажером: если он вырастет, то будет благодарен Вам, своему наставнику;
Приняв под свою ответственность стажера, помогите ему не только научиться азам профессии, но и влиться в Ваш коллектив. Освоить нормы и стандарты компании. Понять корпоративные ценности. Если получится, считайте, что Вы – великолепный наставник. И, возможно, в таком случае, никаких сложностей с обучением практиканта у Вас даже не возникнет.
50% российских компаний принимают стажеров.
В 25% компаний труд стажеров не оплачивается.
В 29% организаций молодые специалисты обращаются самостоятельно с просьбами о прохождении стажировки.
Источник: портал superjob.ru
Генри Форд, принимая на работу нового сотрудника, полностью игнорировал его прошлое. «Даже если человек сидел в тюрьме, - говорил миллиардер, - это не значит, что он снова туда попадет».
Эсте Лаудер, даже став одной из богатейших женщин мира, сама проводила недельный курс обучения для большинства своих продавщиц. Ведь они должны были своим примером побуждать покупательниц как можно больше следить за своей внешностью.
Литература по теме:
Дидье Нуайе, Мари-Франс Рибери «Вы – наставник»
Джон Максвелл «Наставничество 101»
Жозеф-Люк Блондель «Как встретить, обучить и удержать новичка»