Вот уже много лет в средствах массовой информации обсуждается вопрос о реформе общего среднего образования. И вот на днях стало известно, что власти страны все-таки собираются ее провести. Наибольший общественный резонанс (другими словами – негодование) вызвали предложения о введении в школах в течение учебного дня трех обязательных, но бесплатных уроков и трех платных уроков по выбору.
Вроде бы такая мера должна быть направлена на повышение материального содержания учителей. Но ведь для учащихся введение платных уроков означает, по сути, их разделение по имущественному признаку. Таким образом, полное среднее, обязательное и бесплатное образование в России, гарантируемое между прочим Конституцией, превращается в товар, дающий возможность впоследствии получить высшее образование и возможность заниматься квалифицированным высокооплачиваемым трудом.
Негодование людей можно понять. Ведь наше общество привыкло получать самые важные услуги, которое способно оказывать государство, бесплатно.
Только мы забываем о некоторых вещах.
Во-первых, такие услуги как образование (и среднее, и высшее) или здравоохранение давно уже по факту стали платными. Данное положение вещей просто осталось закрепить юридически. Не секрет, что в школах родителям постоянно приходится сдавать деньги на ремонт и различные мероприятия; в вузах студенты тратят свою стипендию на учебные пособия и тесты для того, чтобы подготовиться к экзаменам; в лечебных учреждениях пациенты оплачивают анализы, дополнительные методы исследования, сами приобретают лекарства. Это все стало нормой жизни. И этому есть одна причина: в России строится капитализм!
Плохо это или хорошо – вопрос спорный. Для кого-то, конечно, хорошо. А кому-то в наши времена приходится нелегко. Но ведь любое политическое событие, тем более такого масштаба как смена формы распределения собственности, будет всегда иметь своих сторонников и противников.
Здесь важно понять, что данный процесс уже запущен и что события будут развиваться в соответствии с характером этого процесса. И если даже формально закон о реформе образования не будет принят в Российской Федерации, то коммерциализация российского образования все равно продолжится. Здесь невозможно одно без другого. Нельзя строить капитализм почти с нуля, имея такую социальную базу. Иначе экономическая политика государства станет неэффективной. Проще говоря, не будет денег на обеспечение социальных нужд.
Другое дело, что деньги, полученные от родителей учеников, не будут доходить до учителей. Тогда действительно возникает повод для народного гнева. Тогда и стоит поднимать волну негодования в прессе и на телевидении. А в противном случае становится немного непонятно, зачем всем этим заниматься.
В России строится капитализм. И вот об этом нам всем необходимо помнить всегда.