Пчеловодство.
Пчеловодство, игравшее видную роль в крестьянском хозяйстве, то ж е не обходилось без религиозно-колдовских обрядов. Так, крестьяне-пчеловоды, вслед за обрядовым жертвоприношением «с?ра чуклени» в честь нового урожая хлебов, совершали обрядовое моление о пчелах— «хурт чукё». По времени это моление совпадало с подготовкой пчелиных семей к зимовке. Совершая этот обряд, крестьянин стремился добиться благосклонного отношения и содействия богов-духов в пчеловодстве. В некоторых селениях обрядовое моление в честь духов-покровителей пчеловодства совершалось в году два раза: во время подчистки ульев и подрезки первых сотов и осенью, во время уборки ульев на зимовку. В записи В. К. Магницкого до нас дошли старинные молитвы чувашских пчеловодов во время моления «хурт чукё». В одной из таки х молитв мы находим следующие слова: «?ак ху?ана ??м еш к?н, ?им еш к?н
Тутл? пыла, й??н? с?рине перекет пар!
Ял?м-йии?мпа,
К?рш ?м пе, х?на-в?рлесем пе
П?р пу?ран пин пу?а ?итмел?х nap!
П?р в??? чечекре,
П?р в??? мартара-в?ллере пулт?р!
Вы?са килекене т?рантса ям ал?х пулт?р!
Перекет не пар?р!»
«Этому хозяину напиваться, наедаться
Сладким медом, крепким пивом благодать дай!
Всем у деревенском у обществу,
Соседям, гостям —
Тысяче человекам от одного насыщение дай!
О дин конец (пчел) пусть будет на цветках, Другой конец роем пусть будет в ульях!
Чтобы доставал о напитать голодного странника!
Благодать дайте!»
Помимо изложенных выше праздников и обрядовых молений, существовали и другие общественные и семейные жертвоприношения, не имеющие строгого календарного распорядка (например при повальных болезнях, закладке дома, по назначению йомзей и т. п.). В процессе исторического развития общества, обогащения социального и трудового опыта чувашского народа древние аграрные и семейные праздники и обряды видоизменялись, получали новое осмысление. Например, вследствие принятия христианской религии некоторые языческие обряды и праздники чуваш тесно сплелись с церковными праздниками («??варни», «м?нкун», « сур хури» и пр.), создавая своеобразную вариацию бытового православия. Ряд древних религиозных обрядов («кража земли», «сёрен» или «вирём», постановка намогильных памятников «юпа» и др.) постепенно отмирал и исчезал из народного быта, что свидетельствовало об усилении стихийно-материалистических элементов в сознании трудового крестьянства, о победе реалистического отношения к действительности над суеверно-религиозным. На этой же основе многие религиозно-магические обряды и праздники теряли свою первоначальную сущность и превращались в народные увеселения и развлечения, лишенные религиозного смысла (например « акатуй »).