Родился в 1920 году в деревне Ирешкасы Цивильского района. По национальности чуваш. Член КПСС с 1940 года. После окончания Челябинского авиационного училища с октября 1942 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Произвел 202 боевых вылета на самолете Ил-4 на бомбометание. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. В настоящее время продолжает служить в рядах Советской Армии.
В 1935 году, окончив семилетнюю школу, он поступает в Канашскнй финансово-экономический техникум. В том же году он вступает в ряды Ленинского комсомола.
После окончания техникума Ижутов был направлен на работу в Ибресинское райпо. Но не пришлось ему развернуться на бухгалтерском «поприще». В 1939 году Ижутов был призван в ряды Советской Армии.
Боевая биография Николая Степановича Ижутова началась в октябре 1942 года, в дни ожесточенных боев Советской Армий на Волге.
В эти тяжелые для нашей Родины дни прибыл в один из бомбардировочных авиационных полков двадцатидвухлетний Николай Ижутов. Двести два ночных боевых вылета совершил инструктор по радионавигации—он же заместитель штурмана полка—Николай Ижутов на протяжении двух с половиной лет пребывания на фронте. Из них сто тридцать один боевой вылет совершен в сложных метеорологических условиях, и суровых условиях Заполярья.
В наградном листе, представленном командованием 108-го бомбардировочного авиационного Рижского
Краснознаменного полка на Николая Степановича Ижутова, говорится: «В боевой работе по разгрому немецких захватчиков всегда показывал боевое рвение, смелость, разумное упорство в достижении и точном поражении цели, в любых условиях погоды и противодействия ПВО противника — высокую летную культуру, тактическую грамотность и боевое мастерство, чем зарекомендовал себя мастером ночного самолетовождения и точного поражения цели, хорошим организатором и воспитателем молодого штурманского состава.
На боевом счету тов. Ижутова к концу войны насчитывалось: взрывов—38, из них большой силы—15, пожаров—33, из них большой силы—14, хороших фотоснимков целей—9, прямых попаданий по эшелонам, складам, станционным и аэродромным зданиям, по летному полю и стоянкам самолетов—83. Пожарами, взрывами и прямым попаданием бомб сожжено и уничтожено: 19 складов с боеприпасами и горючим, 5 самолетов на земле, разрушено 14 станционных и аэродромных зданий, 9 железнодорожных эшелонов, до 12 орудий, подавлено или уничтожено 17 прожекторов.
3 раза штурмовал с низких высот живую силу, технику и военные объекты противника, 7 раз экипаж подвергался атакам ночных истребителей противника и в активном воздушном бою отразил все атаки врага.
В результате отличного наведения на цели и их освещения тов. Ижутовым части дивизии 12 раз точно поражали цели и успешно выполняли боевые задания командования».
Некоторые эпизоды, приведенные ниже, конкретизируют эту характеристику.
... В ночь на 27 марта 1943 года Ижутов получил задачу бомбардировать железнодорожную станцию Жуковка. Это был один из первых его боевых вылетов, где молодой летчик проявил себя незаурядным штурманом. Несмотря на неблагоприятные метеорологические условия, Ижутов точно вывел бомбардировщик на цель, с двух заходов произвел бомбардировку и взорвал крупный артиллерийский склад, за что получил благодарность командования.
..В ночь на 10 июля 1943 года Ижутов получил задание нанести бомбовый удар по железнодорожной станции Орел, где скопилось много эшелонов врага с живой силой и техникой. Несмотря на сплошные грозы по маршруту, Ижутов упорно пробивался к цели; обходя грозовые облака, произвел девять прокладок и перерасчетов маршрута и точно вывел самолет на цель. Над городом по самолету открыли огонь около десяти зенитных батарей противника, которые взаимодействовали с 30 прожекторами. Несмотря на сплошной зенитный огонь врага, Ижутов совершил два боевых захода на цель, точно ее поразил, вызвав пожар большой силы, который был виден на многие десятки километров.
...В ночь на 15 октября 1943 года получил задачу произвести бомбардировку эшелонов врага, скопившихся на железнодорожной станции Дретунь. При подходе к цели Ижутов обнаружил, что в сторону Полоцка уходят три эшелона, и он принимает решение не дать уйти вражеским эшелонам. Пять бомбо-штурмовых атак произвел Ижутов по уходящим эшелонам противника, один из них был разбит, загорелся и свалился, загородив дорогу другим эшелонам.
Из 202 боевых вылетов, совершенных нашим славным земляком Николаем Степановичем Ижутовым в годы Великой Отечественной войны, 44 вылета приходится на бомбардировку военно-промышленных объектов на территории Западной Европы, таких, как Кенигсберг, Инстербург, Тильзит, Будапешт, Мемель, Штеттин, Данциг, Берлин, военные порты Пиллау, Либава, Киркенес и Хебугтен (северная Норвегия), Луостарий и Петсамо (Северная Финляндия) и ряд других, и 158 вылетов на бомбардировку военных объектов в тылу противника, в пределах временно оккупированной территории нашей страны.
Родина высоко оценила боевые дела воспитанника чувашской комсомольской организации Николая Степановича Ижутова. За образцовое выполнение боевых заданий командования, за мужество, отвагу и геройство он награжден тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и Александра Невского, ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Сейчас подполковник Николай Степанович Ижутов упорно совершенствует свое мастерство. Уделяя много времени учебе, он передает свой опыт молодежи, учит новое поколение советских летчиков.
Н. Мурышкин