Родился в 1923 году в поселке Урмары Урмарского района Чувашской АССР. По национальности чуваш. Член КПСС с 1944 года. После окончания 8-го класса А. С. Казаков переезжает в Чебоксары. Здесь учебу в школе сочетает с учебой в аэроклубе. В 1940 году призван в Советскую Армию и направлен в военную авиационную школу летчиков. Здесь застала его Великая Отечественная война. В Действующей армии с июня 1943 года. За годы войны произвел 150 успешных боевых вылетов. . За мужество и отвагу в боях награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Красной Звезды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года А. С. Казакову присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны командир авиаэскадрильи капитан А. С. Казаков по состоянию здоровья уволился в запас. В настоящее время живет и работает в Казани.
В школьные годы Анатолий с упоением читал книги о советских летчиках. В свободное от занятий время он мастерил несложные модели самолетов. Его мечтой была авиация. И он поступил в Чебоксарский аэроклуб.
Как и каждый новичок, терялся при первых учебных полетах, внимательно выслушивал инструкторов, глубоко продумывал свои промахи, всегда старался делать правильные выводы. Это вскоре дало свои плоды. Аэроклуб Анатолий Казаков окончил успешно и был зачислен в военную летную школу.
Боевой путь летчика-фронтовика начался в жестоких боях с врагом на Курской дуге летом 1943 года. Молодой летчик с первых боевых вылетов проявил инициативу, выдержку, неколебимую уверенность в победе, то есть, все те качества, которые столь необходимы летчику-штурмовику.
Перелистывая страницы летной книжки А. С. Казакова, читаем: 4 февраля 1944 года окруженные в районе Корсунь-Шевченковский войска противника яростно сопротивлялись натиску наших наземных частей. Казаков получил задание группой в четыре «ила» произвести разведку противника в районе Умани. Выполняя задание, он обнаружил большую колонну танков и автомашин противника, о чем немедленно сообщил командованию по радио, а сам атаковал вражескую колонну и уничтожил 2 танка, 5 автомашин и до 25 солдат и офицеров противника.
Не любит Анатолий Казаков рассказывать о своих боевых делах, но зато с восхищением говорит о своих товарищах—об их летном мастерстве, героизме и отваге. С болью и большой гордостью повествует он о бессмертном подвиге своего командира Героя Советского Союза Василия Гамаюна.
«Нашей группе в составе четырех самолетов, где ведущим был Гамаюн, было приказано уничтожить наблюдательный пункт вражеской артиллерии на левом берегу реки Висла.
Сквозь огневую завесу, умело маневрируя, мы приближались к цели. В один из наших самолетов попал немецкий снаряд. Это была машина капитана Гамаюна. Но самолет не покинул строя.
Мы, забыв о беде, с восхищением смотрели, как Гамаюн вел свой самолет. Его машина, объятая пламенем, упорно шла на цель.
И вот мы услышали по радио его голос: — Дорогие товарищи, прощайте. Иду на цель. Отдаю жизнь за Родину. Бейте немецких гадов!
Пылающий самолет врезался в наблюдательный пункт противника. Раздался мощный взрыв. Там, где минуту назад стояли у своих приборов немецкие офицеры и солдаты, остались обломки блиндажа и развороченная земля».
...30 августа 1944 года нашему командованию стало известно, что в районе пункта Бордо противник сосредоточил около десяти артиллерийских батарей, которые обслуживались одним наблюдательным пунктом, расположенным на высокой церкви. Старший лейтенант Казаков получил задание группой в шесть штурмовиков уничтожить наблюдательный пункт противника. Самолеты были встречены ураганным зенитным огнем, но ведущий Казаков, искусно ведя машину среди разрывов, атаковал цель. Первая атака оказалась безрезультатной, тогда цель была атакована вторично — всей группой, но и она не дала должного эффекта. Четыре раза штурмовики бросались в атаку, в результате церковь была разбита до основания. Это позволило дезорганизовать управление артиллерией.
...16 ноября 1944 года, будучи ведомым в шестерке штурмовиков, Казаков был атакован шестнадцатью «Фокке-Вульфами-190». Ведущий перестроил боевой порядок в оборонительный круг. В ходе неравного воздушного боя машина Казакова получила серьезное повреждение, но осталась в строю. Отбив все атаки противника, группа без потерь вернулась на свой аэродром. Казаков отлично произвел посадку на поврежденной машине.
— Особенно памятны,— говорит Анатолий Казаков,— бои в Будапеште. Здесь каждая улица, квартал, а подчас и отдельный дом были превращены в укрепленные пункты. Противотанковые пушки зачастую устанавливались в подъездах, даже в самих зданиях, чтобы прямой наводкой бить вдоль улиц по нашим танкам.
Темпы развертывания боевых операций, перемены боевой обстановки были настолько стремительными, что обычный распорядок действия, принятый в авиации, оказался неприемлемым.
Ждать точных данных разведки было некогда. К тому же за время, необходимое для проявления и обработки заснятых пленок, противник нередко успевал произвести перегруппировку сил. Цели исчезли еще до того, как бомбардировщики и штурмовики успевали получить точно разработанные маршруты боевых вылетов...
Командирам штурмовых групп самим приходилось отыскивать и подавлять цели.
Улицы Будапешта, когда смотришь на них с высоты птичьего полета, кажутся узкими ущельями среди прямоугольников и квадратов каменных многоэтажных домов.
И вдруг на одной из таких улиц-ущелий летчик замечает подозрительную перемычку.
Крутое пике... Серия точно положенных бомб, длинные строчки пушечных и пулеметных очередей — и вверх взлетают подброшенные силой взрыва обломки орудийных лафетов, колес, во все стороны черными точками рассыпается спасающаяся бегством орудийная прислуга...
Свыше тридцати. боевых вылетов совершил в боях под Будапештом старший лейтенант Анатолий Казаков.
О летном мастерстве Анатолия Казакова на фронтах Великой Отечественной войны в представлении командования части в Президиум Верховного Совета СССР, читаем:
«За время боевых действий полка старший лейтенант Казаков водил группы штурмовиков, по 4—12 самолетов, и не имел ни одного случая удара по своим войскам, не имел и фактов неточного выхода на цель.
Звено, руководимое Казаковым, не имело ни одной боевой потери. Летный состав звена произвел 570 боевых вылетов. Казаков лично уничтожил и вывел из строя: 19 танков, 2 бронемашины, 83 автомашины, 62 повозки с разным грузом, подавил огонь 6 орудий и 23 пулеметных точек, 4 склада с боеприпасами, 2 склада с горючим, разбил 8 вагонов и 2 паровоза и уничтожил до 360 солдат и офицеров противника. В групповых воздушных боях сбил два Юнкерса-87».
За 150 произведенных успешных боевых вылетов, за отличную штурмовку техники и живой силы противника, за умелое руководство в воздушных боях своей группой и проявленные при этом мужество, самоотверженность и героизм Анатолий удостоен правительственной награды—звания Героя Советского Союза.
Летчик-коммунист Анатолий Семенович Казаков начал войну в январе 1943 года сержантом, командиром штурмовика. Закончил ее в звании капитана, в должности командира эскадрильи.
Отгремели орудийные залпы Великой Отечественной войны, и прославленный летчик-штурмовик по состоянию здоровья ушел в запас. Сейчас Анатолий Казаков отдает все свои силы и знания, накопленный на фронте опыт подготовке молодого поколения летчиков.
Н. Мурышкин