По сравнению с предыдущим разделом у этого будет одно большое отличие. Когда предлагалось попробовать себя в качестве гениального художника или скульптора — там вам все-таки необходимо было писать картины или ваять. Здесь не нужно будет и того. Но все равно мы будем продолжать свое путешествие в мир прекрасного. Сейчас нас с вами интересуют литература, драматургия и сценарное мастерство.
Посмотрим на то, каким образом прошел это поприще Остап Бендер.
«Всю ночь он сидел у подоконника и писал при свете керосиновой лампочки. Ветер, забегавший в окно, перебирал исписанные листки. Перед сочинителем открывался не слишком привлекательный пейзаж».
...Перед рассветом, когда постоялый двор стал оживать и между подводами уже бродил мальчик с ведром воды, тоненько выкликая: «Кому кони напувать?», Остап окончил свой труд, вынул из «Дела Корейко» чистый лист бумаги и вывел на нем заголовок:
«ШЕЯ» Многометражный фильм Сценарий О. Бендера»
Мы также помним, что на киностудии, куда был предложен этот сценарий, им даже толком не поинтересовались. Но Остап, проявив в очередной раз сообразительность, смог извлечь выгоду даже из этого положения. И стал обладателем трехсот рублей, что было вполне приемлемой суммой для тех времен.
Чтобы реализовать ваш проект, понадобится место, где его возьмут хотя бы посмотреть. Для этого прекрасно подойдет небольшое провинциальное издательство. Провинциальное и небольшое — это весьма важный момент. В подобных фирмах всегда больше неразберихи, значит ваши шансы на успех значительно возрастают.
Ильф и Петров не рассказывают нам про то, о чем был сценарий Остапа Бендера. Да и можно утверждать, что это не так важно. Куда важнее то, что нужно будет сделать вам для получения прибыли.
Сочинять целое литературное произведение, разумеется, не нужно. Достаточно будет только придумать его краткое содержание и оформить его в письменном виде. Полезно будет также позаимствовать откуда-нибудь или все-таки придумать несколько выдержек из своего гениального творения. Это станет залогом вашей серьезности в глазах того, кого вы видите купцом для своего товара.
Когда будете придумывать краткое содержание, постарайтесь прямо в нем указать, что ваш роман или повесть отличаются богатой психологической палитрой образов, глубокой социальной значимостью и неоднозначностью ключевых персонажей. Эти слова можете списать из нашей книги дословно — считайте их подарком. Размещенные в правильном месте вашего краткого содержания, они придадут ему солидности и веса. Вообще, не Стесняйтесь цветистых выражений, когда будете излагать суть. Помните, что вы пришли сюда не просто так. Не забывайте, что у вас за душой — бессмертное литературное произведение.
Важно также присовокупить к насыщенному сюжету еще и хорошее название. Здесь вам надо подумать, так как именно название станет той одежкой, по которой ваше произведение примут к рассмотрению. Название должно быть весомым и нести в себе глубокий подтекст. Ни в коем случае нельзя делать его ясным и удобоваримым — никто не купится на примитив. Пусть в названии присутствуют тайна, недосказанность, глубина и потаенный смысл.
Достигается это в первую очередь использованием в качестве названия такого слова, которое поставит читателя в тупик и заставит спросить себя: «Ну, и что можно написать в книге с таким названием?» Творение Остапа Ибрагимовича называлось «Шея», и это название как нельзя лучше иллюстрирует принцип непонятности. Идите дальше, будьте смелее. Назовите свой опус, к примеру, «Гипофиз». И дайте ему вовсе убойный подзаголовок вроде «Книга противоречий в ганглиях». Поверьте, у вас такое купят с закрытыми глазами и пустят в печать, не вычитывая.
Второй принцип — это составление воедино несовместимых слов и понятий. Например «Циклотрон и палочка Коха». Или «Журавлиный ледокол». Тоже будет чему задержать на себе взгляд редактора.
Если вы думаете, что подобное не способно заинтересовать даже полного идиота — пойдите в книжный магазин, задержитесь перед стендом современной литературы для так называемых интеллектуалов и почитайте заголовки, заодно подсчитайте, хотя бы примерно, сколько раз вас передернет. А когда получите неприлично большое число, смело идите и называйте книгу «Детсадовская спорынья». По сравнению с отдельными реальными опубликованными «шедеврами» ваше творение и вправду будет выглядеть расшалившимся ребенком. Только не увлекайтесь и не пишите книгу целиком. Куда вы ее денете?
Хотя, если у вас есть терпение и свободное время, можете и написать. Глядишь, и напечатают, и ваша комбинация получит совершенно неожиданное развитие. Но тогда придется проводить в отношении вашего произведения совершенно такую же пиаровскую кампанию, какие мы демонстрировали в предыдущем разделе. А для того, чтобы легче придумывалось, внимательнее прочитайте следующий раздел. Там мы дадим конкретные советы для того, кто все-таки рискнет заняться литературными изысканиями.
Примерно так же, как прозаическое произведение, создаются пьеса и сценарий.
Пьесу, на первый взгляд, написать сложнее, так как она подчиняется несколько иным техническим законам. Но это впечатление обманчиво. Сочиняя пьесу, надо помнить буквально следующее: слева — кто говорит, справа — что говорит. Очень просто и бесхитростно, как и любой настоящий секрет мастерства.
Сценарий — это примерно то же самое, что и пьеса.
Когда ваше бессмертное сценическое произведение готово, можно начинать его пристраивать. Но если прозу вы носили в издательство, то для пьесы нужен театр, а для сценария — киностудия. И тут надо постараться выбрать время посуетливее. Тогда у тех, кто будет принимать ваше творение, будет забита посторонними мыслями голова, и выпросить аванс под несуществующую пьесу станет легче.
В отношении издательств такое правило не работает — там всегда неразбериха.
Прося аванс, не заламывайте высоких сумм, потому что высокие цифры могут повлечь за собой обязательства и бумажные договоры — а это уже серьезно. Малая сумма может пройти и на полюбовном договоре, который значительно проще нарушить.
Напоследок, само собой, риторическое напоминание: никогда не обращайтесь за деньгами второй раз в то издательство, где уже были. Вам там отныне и навсегда ничего не светит. Даже если вы в самом деле когда-нибудь сочините грандиозный роман, достойный Нобелевской премии.