Лиха беда начало: проблемы и проблемки малого бизнеса

Бизнес строить трудно.
Бизнес в России строить особенно трудно.
Малый бизнес в России – это вообще отдельная тема.

Если в теории все выглядит относительно просто, то на практике на пути начинающего предпринимателя встает такое огромное количество препятствий, что нужно обладать железными нервами и очень сильным желанием стать бизнесменом, чтобы их осилить.

1. Бюрократия. Все начинается уже на стадии регистрации документов. К сожалению, бюрократия в нашей стране неискоренима, а госструктуры работать не привыкли. И дело даже не в чрезмерной бумажной волоките (в той же цивилизованной Америке бумаг ничуть не меньше), а в том, что у нас никто ни за что не отвечает и никто ничего не знает. Нужно обить не один порог и обегать немало кабинетов, прежде чем все звенья организационной цепочки замкнутся. Перед визитом в налоговую тщательно изучите, какие документы необходимы для регистрации, к какой системе налогообложения вы будете относиться, особенности отчетности при той или иной системе налогообложения, необходим ли вам кассовый аппарат (это отдельная эпопея). И запаситесь терпением.

2. Аренда. Эта проблема для мелких предпринимателей столь же болезненна, как квартирный вопрос – для всего населения. Аренда – ключевая статья затрат и одна из главных причин гибели бизнеса в течение первых 6 месяцев. Кроме того, арендодатели прекрасно знают, что предприниматели зависимы от них гораздо больше, чем они – от предпринимателей. Поэтому они диктуют условия, не утруждают себя решением даже тех вопросов, которые прописаны в договоре как их прямая обязанность (например, отключение электричества, затопление и т.д.). Широко распространена система так называемых выплат за право ведения коммерческой деятельности на площади арендодателя, что по сути является узаконенным откатом. К сожалению, от этого никуда не деться. Единственный совет: выбирайте площадь с учетом специфики вашего бизнеса, стараясь не переплачивать за лишние квадратные метры или проходимость, если в этом нет надобности.

3. Реклама. Разместить наружную рекламу легально на практике почти нереально. Большая удача, если арендодатель разрешает размещать ее на своей площади, но далеко не все на это идут или требуют за это ежемесячной платы. Штендеры и стрит-лайны считаются «рекламным мусором» и не разрешены законодательно, и хоть их все устанавливают, нужно быть готовым, что их в любой момент могут потребовать убрать проверяющие органы, либо украсть конкуренты или мародеры, которые потом их переклеят и перепродадут. Таблички на столбах или домах вешать тоже можно только на свой страх и риск, потому что процедура официального их согласования для начинающего предпринимателя неподъемна по стоимости. В общем, попытка работать честно в данном случае обречена на провал. Придется рисковать, чтобы получать прибыль.

4. Контрагенты. Забудьте о том, что клиент всегда прав. Пока вы не вошли в категорию VIP-клиентов, не ждите особой заинтересованности в сотрудничестве с вами. Крупные компании, предоставляющие услуги мелким фирмам, вовсе не ошалеют от радости в связи с появлением на рынке очередного ИП «Рога и копыта», который может исчезнуть с бизнес - горизонта через 3 месяца. Совет: собирайте базу контрагентов, пробуйте сотрудничать с разными компаниями. Давайте шансы новым фирмам, которые пытаются прорваться, несмотря на жесткую конкуренцию фирм-гигантов – сотрудничество с ними может быть более выгодным и успешным, поскольку они-то как раз в вас сильно заинтересованы, по крайней мере, на ранних этапах.

Это далеко не единственные проблемы, которые подстерегают начинающего бизнесмена на пути к процветанию. Однако самая главная головная боль любого предпринимателя – КАК ПРОДАТЬ? Потому что если ваши услуги и товары будут продаваться, все вышеперечисленное перейдет из разряда проблем в неудобства.