Первое приходское училище на территории Чувашии открылось 10 августа 1807 года в селе Буртасы Цивильского уезда Казанской губернии. Основателем был местный священнослужитель Н.С.Михеев.
27 июня 1842 года Министерство Государственных имуществ объявило именной указ «Об устройстве сельских училищ в Казанских селениях», а именно в селениях государственных крестьян. Согласно этому и общему учебному уставу 1828 года, каждый церковный приход или два вместе, судя по числу прихожан, должны были иметь одно приходское училище (школу) для мальчиков. В 1843-1845 годах Казанской палатой Государственных имуществ, на основании циркулярного предписания Министерства, в Ядрине (1845), Абызово (1845), Норусово (31.03.1845), Оточе-во (1843), Русской Сорме (1843), Салтыганово (Богатырева) -(1845), Шуматово (1843), Шемердяново (1843), Убеево (1843) были открыты сельские приходские училища.
Через 9 месяцев, I января 1846 года, Норусовское училище торжественно распахнуло свои двери. Законоучителем и учителем состоял священник Иван Андреевич Долматов. В 1864 году училище преобразовалось в церковноприходскую школу и перешла в ведение Синода. Учителем там работал сын Ивана Андреевича местный псаломщик Борис Долматов.
В 1864 году в 34 губерниях России были созданы избираемые населением земские учреждения. После этой земельной реформы, с 31 марта 1875 года Норусовская школа содержалась за счет средств уездного земства и называлась земской школой. Первым заведующим стал местный диакон Норусовской церкви Виктор Федорович Богоявленский. В школе, кроме Закона Божьего, чтения, письма, счета, начали изучать природоведение, историю, географию, рисование, пение. Стали обучать начало ремесел, то есть садоводство, огородничество, пчеловодство. Школа была двухклассная с трехгодичным обучением и давала в те годы современное образование.
В 1913 году в Норусовском обществе из 6 чувашских детей в возрасте от 8 до 14 лет школу посещал только один. Хотя с 1908 года первоначальное обучение в школах считалось обязательным. Эту задачу царская Россия так и не смогла решить. При Советской власти земскую школу реорганизовали в единую трудовую. В 1924 году она стала шестилетней, в 1929 году — школой колхозной молодежи, в 1932 году преобразовалась в неполную среднюю школу, а с 1939 года она является средней школой. Сегодня это муниципальное общеобразовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики, где трудятся 30 педагогов и обучаются более 300 учеников из 19 деревень.
В конце XIX, в начале XX веков в Чувашском крае начинается массовое открытие школ. В 1907 году в Норусовской волости работали 2 земских училища, 3 училища Министерства народного просвещения (МНП), 1 народная (школа грамоты) и 7 церковноприходских школ.
Ядринская уездная земская управа Казанской губернии 27 июня 1915 года доводит до Норусовского волостного правления письмо о том, что, идя навстречу потребностям населения, приступила к разработке особой сети Высших начальных училищ, где дети крестьян, успешно окончившие земские и церковноприходские школы, смогли бы продолжить образование бесплатно. Поэтому просит созвать волостной сход, составить соответствующий приговор об открытии Высшей школы и представить в земскую управу.
Такие училища должны были открыть:
- В селе Аликово — для волостей Аликовской, Хочешевской, Шуматовской;
- В селе Норусово — для волостей Норусовской, Тойсин-ской, Малояушской, Асакасинской;
- В селе Тораево — для волостей Тораевской, Ядринской, Балдаевской;
- В селе Большая Шатьма — для волостей Убеевской, Чебаевской, Чувашско-Сормовской.
Название училища, школы (1907 год) | Год открытия | Мальчики | Девочки |
Норусовское земское училище | 1845 | 93 | - |
Норусовское женское училище МНП | 1904 | - | 47 |
Толды-Бурдасское земское училище | 1898 | 70 | 19 |
Вурманкасинское училище МНП | 1879 | 34 | |
Озерноабызовская церковноприходская школа -Кюльхиринская | 1896 | 44 | 16 |
Хумушская церковноприходская школа | 1894 | 30 | |
Шинерское училище МНП | 1907 | 52 | 10 |
Ялдринская церковноприходская школа -Азимсирминская | 1884 | 47 | 5 |
Хорн-Кукпгумская церковноприходская школа | 1893 | 23 | 1 |
Кукшумская церковно-приходская школа | 1899 | 12 | - |
Ялдринская школа грамоты (Ойкасы) | 1892 | 26 | |
Алгазинская церковноприходская школа | 1889 | 28 | |
Айгишинская церковноприходская школа | 1907 | 16 |
Однако осуществить данное решение не смогли: шла война, приближалась революция.
В то время в школах работало довольно много выпускников Симбирской чувашской учительской школы. Среди них были: Петров Михаил Петрович из села Норусово, Казаков Егор Николаевич из деревни Кукшумы, Петрова Мария Петровна из деревни Алгазино, Павлова Елена Евграфовна из деревни Эпшики.
Волостная больница
Калининская участковая больница — это старейшее лечебное учреждение, открытое в 1864 году как аптечный пункт, где фельдшер обеспечивал больных лекарствами и проводил прививку детей против оспы. В 1867 году этот пункт стал третьим медицинским участком Ядринского уездного земства с приемом больных. Из-за отсутствия средств его закрыли в сентябре 1873 года. Через два месяца в Ядринском уезде начались эпидемии оспы, сибирской язвы, дифтерии и тифа. Девятое очередное Ядринское уездное земское собрание 14 января 1874 года выслушало доклад управы об устройстве приемного покоя для больных в селе Норусово при земском враче второго участка Г.Дьякове и выделило на эти цели 200 рублей. Для решения вопроса земская управа направила в Норусово своего члена Г.Лотова. Под приемный покой предоставил свой дом крестьянин села Норусово Архип Харлампиев. Он согласился перегородить большой дом на пять комнат: одну комнату оставил для своей семьи, в комнату-квартиру врача прорубил проходную дверь, обустроил приемный покой, аптечный пункт, комнату фельдшера. Отопление дома обеспечивало земство, а Харлампиев согласился для лечебных целей ежегодно набивать свой ледник льдом.
За приемный покой Харлампиеву оплачивали 60 рублей, врач и фельдшер за квартиры платили самостоятельно, по 20 рублей в год. Норусовский приемный покой при враче 2-го участка открыл свои двери 25 января 1874 года. Он имел четыре кровати, четыре стола, стулья для больных. С 1 сентября 1874 года по 1 января 1875 года в этой больнице вылечилось 8 мужчин и 6 женщин.
Первым врачом этой земской больницы был Алексей Афиногенович Стоеросов, который пользовался большим авторитетом среди жителей окрестных деревень. После него больницей руководил врач Владимир Яковлевич Дегтярев. В 1899 году фельдшером Норусовской больницы работал Иван Иванович Тузин, но скоро умер. Его заменил Павел Куприянович Швецов, которому врачебное отделение Казанского губернского правления разрешило работать без непосредственного наблюдения врача, т.е. самостоятельно заведовать фельдшерским пунктом. В больнице он работал 11 лет, уволился в 1913 году в связи с переводом на другую работу. После него фельдшерами в разные годы работали Гладков Григорий Степанович, Беляев Василий Ефимович, фельдшером-оспопрививателем — Павел Трушев, акушером — Питателева Анна Алексеевна, сиделками больницы — Александра Антонова, Анна Александровна Горина.
2-ой врачебный участок (позже 4-й) в Ядринском уезде был самым значимым, который обслуживал Норусовскую волость, 34 деревни Асакасинской волости, 30 селений Аликовской волости, численностью почти 30000 человек. В селе Аликово в то время открыли самостоятельный медицинский фельдшерский пункт.
В 1914 году врача А.А.Стоеросова призывают на действующий фронт, в это время на работу в больницу направляют врача Нину Петровну Любимову. Скоро она становится заведующей и уговаривает власти построить новое деревянное здание больницы. После революции сюда пришли работать хирург Павел Сергеевич Кафтанников и врач общей практики Порфирий Александрович Виноградов. В 20-х годах прошлого века двухэтажный дом Норусовского купца М.В.Григорьева передали под амбулаторию, на первом этаже которого открыли отделение глазных болезней. Во время Великой Отечественной войны главным врачом больницы работал Петр Кириллович Саперов, в 70-х годах - Зоя Павловна Александрова, в настоящее время -Яковлев Николай Михайлович.
В 1906 году в Ядринском уезде распространились эпидемии брюшного тифа и кровавого поноса (дизентерии). В деревнях за год умирали до 15 человек. Благодаря врачам, фельдшерам и работникам земской больницы, в Норусовской волости эпидемия не распространилась.
Неприемным днем данного медицинского участка считалась среда. Однако медики работали, принимали тяжелобольных с кровотечением, ожогами, переломами, вывихами, отравлениями, остро заразными болезнями, такими, как дифтерия и скарлатина. Больных, страдающих трахомой, чесоткой, застарелой болью в суставах, с болезнями, не требующими немедленной медицинской помощи, записывали на другой день.
В селах, деревнях царской России часто свирепствовали различные болезни. Холера, чума, коклюш, дизентерия «косили» детей, стариков, не жалели даже молодых. Земская управа Ядринского уезда пыталась помочь крестьянам, составляла различные мероприятия и строго следила за их исполнением. Жители деревень сами очищали улицы от мусора, дезинфицировали отхожие места, помойные ямы, приводили в надлежавшее состояние кладбища, места сбора людей- Это мало помогало. Тогда абортов не существовало, детей рожали много, половина из них умирала, не дожив до совершеннолетия. В церковных книгах о причинах смерти писали просто одним словом: от поноса, от коклюша, в младенчестве.
В конце XIX века Ядринская уездная земская управа провела проверку крестьян по выполнению ими условий здравоохранения. Вот выдержки из отчетов земского врача Степанова и путевых заметок писателя С. Чичерина «У приволжских иноверцев»...
«...Живут чуваши в деревянных избах, где имеется одно, два окна, бывает три и более окон. Крыши домов в основном — соломенные. Внутри дома печка, стол, нары для спанья. Нередко дома топятся «по-черному». В избах вместе с крестьянами осенью и зимой живет скотина: телята, овцы, козлята. Там удушливый шпах, грязь, вонь. На потолке висит керосиновая лампа, очень редко со стеклом. Кругом копоть, свету очень мало. По стенам бегают тараканы и клопы. На дворе телега, сани, соха- ковырялка, борона с деревянными зубьями. Во дворе сарай, где содержится лошадь, корова, 2-3 овцы и куры. Повсеместно имеются бани».
«Занятие чувашей исключительно земледельческое, огородничество развито плохо. Пища - в основном ржаной хлеб, лепешки, овсяной, гороховый кисель, каша (нимёр) из ржаной муки, кислое молоко, пахтанье, картофель и салма. Салма это кушанье, изготовленное в виде шариков из теста с добавлением постного масла, крупы и яиц. Чай пьют более состоятельные люди».
«Чуваши по природе простодушные, готовы помочь ближнему и простить обиды. Трудолюбивые и неизбалованные, довольствуются тем, что у них есть на столе».
«Ужасные санитарные условия жизни, пьянство и бедность служат распространителем различных болезней. В уезде нет деревни, где не было бы трахомы и нет дома, где нет больного. Больной сам лечить не может, болезнь протекает с осложнениями. Создается впечатление, что трахома составляет обязательной принадлежностью каждого чувашского крестьянина и является народной болезнью. За последние годы из-за трахомы в каждой деревне слепнут по 4-5 человек, в основном женщины. В деревнях есть «юмза», т. е. знахари, которые имеют очень большой авторитет. К ним часто люди приезжают издалека и просят помощи, часто безрезультатно.
До тех пор, пока не будет в уезде глазной больницы, всякая борьба с трахомой приносит очень мало пользы. Количество слепых с каждым годом увеличивается и в недалеком будущем грозит слепотой всему населению уезда...».
Безусловно, земские врачи старались показывать в своих отчетах больше негативных моментов, чтобы на здравоохранение выделяли побольше средств. Но в действительности санитарные условия были ужасными, тяготила бедность, от болезней умирало довольно большое количество людей. Так, в 1864 году в Альменевском обществе за год родилось 30 мальчиков и 37 девочек (67 человек), умерло 29 человек мужского пола, 35 женского пола (64 человека, в основном дети).
Земские врачи, деревенские фельдшера боролись с трахомой, как могли. Они не жалели себя, сколько человеческого подвига вмещалось в них. Суровую борьбу с болезнью окончательно выиграли только в середине 50 годов 20-го столетия. Слезы детей при лечении трахомы я хорошо помню. Помню, как Хумушский деревенский фельдшер Клавдия Васильевна Керзакова при помощи специальных стеклянных палочек виртуозно выскабливала фахоматозные зернышки из слизистых век. Чтобы облегчить страдание детей закладывала в глаза обезболивающую и дезинфицирующую эмульсию. Клавдия Никифоровна знала к детям подход, вместе с ними переживала, старалась утешить их и победила болезнь. Время прошло, о трахоме сейчас уже все забыли...
Переселение в Сибирь
До 1761 года переселение крестьян в другие уезды шло в неофициальном порядке, переселенцы считались «самовольными сходцами», они числились и платили подати по прежнему месту жительства. Лишь после принятия указа их приписали на новых местах.
Переселенцы вместе распахивали луга, рубили, корчевали лес, пахали и получали большие урожаи. Порою, отдельные помещики нынешних Оренбургской, Пензенской, Самарской областей отнимали у них земли без всякого основания и документов, бывало, били их до смерти. В этом случае крестьянам приходилось нанимать свои же земли в аренду, бедность принуждала закладывать жен, детей других членов семьи. Такое происходило и в Норусовской стороне. Так, 9 июля 1737 года ясачный чуваш села Норусово Ярамаев заложил брата своего Васятку на год чувашу Кондееву из деревни Верхние Шигали и получил за это 15 рублей.
При переселении крестьяне распродавали имущество, земли, часто не представляя, куда они собираются. В XIX веке существовало Главное переселенческое управление, которое должно было регулировать вопросы переселения крестьян, но это было на бумаге. Единственной заботой у царского правительства было выбросить безземельных крестьян за Уральский хребет. Переселенцы надеялись только на свою силу, на свой дух. Они понимали, как трудно поставить новый дом, подготовить поле для посева, купить домашний скот. Несмотря на трудности, они уезжали, так как в Ядринском уезде на мужскую душу нарезали всего 5-10 обхватов земли, а на новом месте они получали по 20-30 обхватов.
Переселение чувашей в Сибирь, на алтайские, тюменские, красноярские омские, кемеровские, уральские земли особенно активизировалось в начале XX века. Переселенцы надеялись на новом месте зажить богато и счастливо, «есть вдоволь белого хлеба». Об этом сложилось много народных песен. Вот одна из них:
Для всех земли хватало здесь,
Для всех на родине хватало.
И лишь у нашего отца
На Родине землицы мало.
Жизнь в Сибири оказалась не сладкой, некоторые возвращались домой обратно, многие оставались на вечное поселение. Казачинский район Красноярского края даже сегодня считается чувашским, где проживают потомки выходцев Норусовской стороны.
В марте 1918 года молодая Советская власть просит волостных руководителей всячески удерживать население от поспешных решений переселиться на новые места, от необдуманной распродажи имущества, от разорительной поездки без предварительного решения земельных вопросов. Власти предупреждают о различных осложнениях с местными жителями Сибири, Ферганы, Семипалатинской и других областей. Официально перечисляются области, куда вообще запрещено переселяться. Такое распоряжение было принято потому, что некоторые руководители губернии и уездов специально всполошили народ, составляя списки желающих переселиться на новые, богатые места. Желающих было немало, только в списке Норусовской волости насчитывалось около 200 семей. Для переселения не хватало вагонов, которые в первую очередь использовались для перевозки военнослужащих и оружия.
Начиная с 1920 года переселение на новые места стало осуществляться организованно, по спецпропускам. Перевозка имущества стала заранее согласовываться с властями и железной дорогой. Желающих переселяться в Забайкальскую, Томскую, Тюменскую области не сокращалось. Только в первый день 1921 года в Сибирь выехали большие семьи Тимофея Степанова, Порфирия Данилова из деревни Алгазино, Порфирия Васильева, Павла Иванова, Петра Прокопьева из деревни Азим-Сирма. Самые массовые переселения были в 1926-1927 и 1938-1940 годах. В те годы только деревню Ямбахтино покинуло около 40 семей...