У билетной кассы Казанского вокзала в очереди стояли пять человек. Первым протянула руку в кассу студентка московского института мясо-молочной промышленности Ирина Иванова. Мужчина, стоящий в очереди за Ириной, также получил билет до станции Вурнары и отправился на посадочную площадку.
Быстро познакомились они в купе. Молодой мужчина оказался из братской Чехословакии, он ехал в командировку в поселок Вурнары по вопросу ремонта Чехословацкого оборудования на Вурнарском заводе сухого обезжиренного мопока.
В ходе беседы выяснилось следующее: Ирина - уроженка поселка Вурнары и хорошо знает положение дел со строительством завода, даже немало вурнарцев, которые работали на возведении головного маслозавода после окончания Великой Отечественной войны.
Чехословацкий инженер - опытный специалист по монтажу оборудования на заводах по производству обезжиренного молока был очень обрадован встрече с жительницей Вурнар и между ними завязалась бойкая беседа.
Завод такого типа, как в Вурнарах, - сказал он, - будет вторым в Вашей стране. Кроме сметаны, масла и творога страна будет обеспечена сухим молоком, которое будет отправляться на Крайний Север. Учитывая важность производства перед правительством Чувашской Республики поставлена задача: в ближайшие два-три года во чтобы то ни стало завершить строительство завода и приступить к выпуску высококачественной продукции.
Беседа между Ириной и чехословацким инженером была только деловой, временами переходящая в дискуссию. В ходе беседы они не заметили, как быстро остались позади города Арзамас и Сергач. Уже сверкают впереди огни города Шумерля.
- Пора собираться, скоро Вурнары, - предупредила Ирина инженера из братской Чехословакии.
Через двадцать минут на востоке раскрылась панорама поселка Вурнары. Ирина начала рассказывать гостю из Чехословакии о родном поселке Вурнары.
- Не скучно будет Вам проводить свой досуг в выходные дни. В любое время года прекрасен наш поселок. Со всех сторон окружен он лесами. С южной стороны поселка протекает красавица Вурнарка. Она стала местом отдыха жителей поселка. Не теряет поселок свою красоту и в зимнее время. Сотни, а может быть тысячи людей выходят в лесные просторы, где проложены десятки лыжных трасс. Богат наш край и лесными дарами: грибами, ягодами, лечебными травами, а в осеннюю пору собирают здесь орехи, калину.
- Вот и приехали мы в Вурнары, - вежливо сказала Ирина своему попутчику.
Быстро подхватив рюкзаки, они спустились на перрон. Подав короткий гудок, поезд быстро направился в сторону Канаша. Перед зданием административного управления "Сельхозтехника" Ирина и Ян Гусак остановились на одно мгновение. Протянув руку в западное направление Ирина сказала:
- Перед нами строения мясокомбината, а чуть подальше отведенное место для строительства Вурнарского завода сухого обезжиренного молока, рядом сосновый бор.
Посланец братской Чехословакии внимательно смотрел на территорию будущего завода и чарующие леса вокруг него. На живописном месте будет возвышаться гигантский завод СОМ, - сказал чешский посланец и попрощался с Ириной. Быстро зашагал он в сторону лесного массива
С наступлением лета днем температура поднялась до двадцати пяти градусов. Деревья уже отцвели, и окружающий мир покрывался зеленым одеянием. Днем и ночью не прекращался птиичий гомон в лесах и садах.
В середине июня 1970 года утром прошел теплый проливной дождь, орошая сады и огороды. Через час погода прояснилась, шли граждане в сторону поселка в одиночку и группами. Пешеходы обращали внимание на следующее: на пустырях юго-западной части поселка трое молодых мужчин ходили взад и вперед, первый из них - Григорий Васильевич Васильев - главный инженер Чувашского объединения молочной промышленности, часто смотрел в теодолит, двое - Николай Васильевич Синицын и Николай Алексеевич Зайцев - подсобные рабочие, тянули за собой мерную ленту и в указанных местах забивали в землю железные штыри (колья) кувалдой. К вечеру они завершили работу по планировке размещения объектов строящегося завода согласно проекту, составленному инженером - проектировщиком мясо-молочной промышленности Российской Федерации.
За плодотворную работу инженер поблагодарил своих помощников и сказал:
- Через три-четыре дня на этом месте развернется работа по строительству объектов завода СОМ. Оборудование полностью завезено.
Работа по монтажу оборудования и строительства всех объектов завода была возложена на ПМК-668, которая считалась одной из лучших в районе и республике. За короткое время коллективом мехколонны были сданы в эксплуатацию десятки крупных строительных объектов в Вурнарском, Аликовском и Шумерлинском районах.
В конце июня 1970 года на территорию завода мощными тракторами приволокли шесть больших специализированных вагонов для размещения работников аппарата управления механизированной колонны. Один вагон предназначен был для проведения культурного досуга строителей. В этот же день состоялось первое заседание с участием директора маслозавода Набоко Сергеем Сергеевичем, прорабов передвижной механизированной колонны, инженера Яна Гусака из Чехословакии и представителей партийных и советских органов района.
Открыв заседание, Набоко кратко информировал:
- Передвижной механизированной колонной № 668 завтра будет развернута работа по строительству завода СОМ. Придется нам преодолеть множество трудностей. На вахту труда встанут десятки и десятки строителей, трактористов, водителей грузовых автомашин.
Наша задача: обеспечить слаженную работу на всех учатках строительства и не допустить простоев в работе из-за нехватки цемента, кирпича, пиломатериала. К услугам строителей будет открыта торговая точка, буфет.
Краткословен был Ян Гусак. По его мнению, при транспортировке и осуществлению разгрузочных работ на железнодорожной станции трансформация оборудования не была допущена. Теперь прорабам и рабочим обеспечить своевременную установку согласно их проекту.