Вы не можете изменить то, чего не признаете

Вы не можете изменить то, чего не признаетеПринцип жизни № 4:

Вы не можете изменить то, чего не признаете

Ваша стратегия. Будьте честны перед самим собой в оценке сво­ей жизни и всего, из чего она состоит. Будьте правдивы и точны, определяя то, что в вашей жизни не работает и не дает желае­мых результатов. Перестаньте придумывать оправдания и нач­ните создавать результаты.

Возможно, этот закон в большей степени, чем другие, ка­жется очевидным, и до какой-то степени так оно и есть. Если вы не хотите признавать какое-то обстоятельство, пробле­му, условие, поступок или чувство, если вы не согласитесь, что играете определенную роль в любой ситуации, то вы не сможете изменить и не измените ее. Если вы отказываетесь признать свое саморазрушительное поведение, оно будет не только продолжаться, но и усиливаться; привычные стерео­типы вашей жизни еще более укрепятся и станут еще более устойчивыми к изменениям.

Вообразите, что ваш врач спрашивает, бывали ли у вас приступы головокружения, а вы вместо того, чтобы признать это, говорите: "Нет, никогда". Что произойдет? Доктор не узнает о вашей реальной проблеме, а вы будете продолжать страдать от головокружения. Он мог бы вылечить вам палец на ноге или боль в локте, но, поскольку вы солгали ему, он ни­когда не сможет решить подлинную проблему. Поскольку врач предполагает, что вы сами заинтересованы в том, чтобы по­правиться, он доверяет вам и ждет от вас сообщения, на чем ему следует сосредоточить свои усилия.

Наверное, и вы верите, будто можете положиться на себя подобным образом. Чтобы быть в состоянии справить­ся со своими проблемами, вы должны полагаться на себя и быть честны перед самим собой. Но, как мы только что ви­дели на при мере принципа жизни № 3, у вас могут быть конкурирующие друг с другом программы или планы. Если, отрицая существование проблемы, вы извлекаете из этого очевидные выгоды, избегая болезненных тем, это делает вас кем угодно, но только не надежным информатором.

 


 

Если вы надеетесь построить успешную стратегию жизни, вам необходимо честно посмотреть правде в глаза и разобраться, куда в данный момент привела вас ваша жизнь. Связь между точным знанием, где именно вы находитесь в настоящий момент жизни и где хотите оказаться, очевидна. Предположим, вы путешествуете по Соединенным Штатам, звоните мне по телефону и спрашиваете: "Как мне добрать­ся до Толедо?" Естественно, я задам вопрос: "А где вы сей­час находитесь?" Услышав, что вы в Калифорнии, я дам вам совсем другие указания, чем если бы я знал, что вы находитесь в Южной Каролине. То же самое справедливо и для тех указаний, которые я мог бы дать вам для того, что­бы вы изменили свою жизнь: если бы вы сказали, напри­мер, что ваш брак абсолютно расстроен и вы находитесь на грани развода, я бы подошел к ситуации иначе, чем если бы вы сказали мне, что он благополучен. Если бы вы сказали мне, что все ваши попытки наладить свою жизнь и достичь поставленных целей провалились из-за вашей неорганизо­ванности, я дал бы вам совершенно другие рекомендации для изменения существующего положения, чем если бы вы сказали мне, что всегда были дисциплинированы и преус­пели в личных делах. Если вы обманываете себя, приукра­шивая истинное положение дел в любой области вашей жизни, вы можете исказить общую картину настолько, что любая здравая стратегия будет скомпрометирована. Поэто­му вы должны иметь силу и мужество задавать себе труд­ные вопросы и давать на них честные ответы.

Сейчас вы можете подумать: "Фил, я даже не знаю какие вопросы себе задать, чтобы добраться до сути дела, оставь пока в покое ответы". Это нормально, мы сделаем это вместе, как только вы овладеете еще кое-какими средствами, необходимы­ми для того, чтобы сделать это правильно. Сейчас главное зак­лючается в том, что ВЫ должны решиться подвергнуть сомне­нию, проверить и оспорить каждое убеждение, каждую точку зрения, каждый стереотип своей жизни. Когда мы обсуждаем правду жизни, вы должны быть готовы честно оценить свои убеждения, отношения и стереотипы, противоречащие истине. Вы не можете позволить себе роскошь самозащиты, лжи и от­рицания. Отрицание - это то, что убивает мечты и надежду, Оно убивает то, что могло бы стать реальным шансом преодо­леть проблему, решение которой должно быть принято вовре­мя. Отрицание может убить вас.

Я говорю это не для того, чтобы произвести на вас впечатление, а потому, что это правда. В каждой области жизни без исключения я видел печальные результаты от­рицания (уверен, что и вы тоже). Пора осознать трагичес­кую роль отрицания в вашей собственной жизни. Давайте начнем с признания того, что у всех людей существует ред­ко обсуждаемый механизм самозащиты, которую ученые-бихевиористы, изучающие человеческое поведение, обыч­но называют перцептивной защитой.

 


 

Перцептивная защита - это психический процесс, за­щищающий нас от тех проблем, с которыми наше со­знание на определенном уровне не в состоянии справить­ся или с которыми мы бессознательно не хотим иметь дело. Вы, возможно, слышали, что механизм этого процесса иног­да описывается как "гуманная амнезия", или "избиратель­ная амнезия", которая вступает в силу во время чрезвы­чайно травмирующих ситуаций. Работая по своей специальности на протяжении многих лет, я имел дело со множеством людей, которые стали свидетелями смерти или тяжелых травм своих детей или близких. Главное, что я обнаружил, работая с ними, - воспоминания о несчастье были совершенно заблокированы в их памяти. Я также работал с выжившими в очень тяжелых несчастных случа­ях людьми, которые оставались в полном сознании, полу­чив сильные ожоги, тяжелые травмы или раны. Они тоже были милосердно лишены сознательной памяти о тех стра­даниях, которые, несомненно, испытали.

При подобных обстоятельствах мы можем относить­ся к феномену перцептивной защиты как к дару Божьему. Но, как и в большинстве случаев в жизни: не имеет значе­ния, насколько плоским вы делаете блин, - он все-таки имеет две стороны. Перцептивная защита не всегда работает на пользу. Она не ограничена только функцией защитного ме­ханизма в сильно травмирующих ситуациях. Я обращаю ваше внимание на этот факт, потому что закон утверждает: только признав присутствие определенного обстоятельства или условия, вы можете приложить сознательное усилие, чтобы изжить его или контролировать его влияние на вас. Если какая-то естественная человеческая слабость мешает вам быть честным с самим собой, вам нужно знать об этом.

Перцептивная защита действует в вашей жизни ежед­невно. Она может удерживать и удерживает вас от того, что­бы видеть те вещи, которые вы не хотите считать правдой. Во множестве ситуаций она может помешать вам уловить важные предупреждающие знаки, которые, если бы вы об­ратили на них внимание, могли бы под сказать вам, что не­обходимо немедленно предпринять определенные действия для решения проблемы. Возможно, этот механизм не дает вам увидеть, что вы потеряли доверие своего начальника. Может быть, он заставляет вас закрывать глаза на посте­пенное. охлаждение ваших отношений с самым близким для вас человеком, позволяя дистанции между вами увеличи­ваться, а отношениям - портиться. Перцептивная защита может удерживать вас от осознания симптомов серьезного заболевания, которое поддавалось бы лечению, если его об­наружить на ранних стадиях. Она может удерживать вас от того, чтобы распознать тревожные симптомы неблагополуч­ного положения ваших детей - депрессию, злоупотребле­ние наркотиками или алкоголем, отчуждение.

 


 

Будучи аспирантом, я повторил исследование перцеп­тивной защиты, несколько лет ранее задуманное каким-то психологом, гораздо более творческим человеком, чем я. В моей версии этого исследования я использовал специаль­ный проектор-тахистоскоп, чтобы демонстрировать на эк­ране определенные слова-стимулы группе испытуемых. Проектор мог проецировать слова на экран в течение точно выверенных отрезков времени. Члены моей команды могли заставить слова появляться на мгновение, на сотые доли секунды, или удерживать их на экране бесконечно долго.

Тогда моими испытуемыми была очаровательная группа очень консервативных престарелых женщин из мес­тной баптистской церкви. Прежде чем попросить этих дам посмотреть паши слайды, мы прикрепили к их вискам и предплечьям электронные датчики, измеряющие даже самые не­значительные физиологические реакции. Затем мы показа­ли им серию слов-стимулов, среди которых были и совер­шенно нейтральные, такие как "дуб" и "телега", и очень непристойные, которые правила хорошего тона не позволяют мне включить в эту книгу.

Когда слова типа "дуб" и "повозка" появлялись на экране даже на самое короткое время, женщины безоши­бочно их воспринимали и сообщали об этом. Но эффек­тивность их восприятия снижалась, когда дело доходило до оскорбительных слов, даже если эти слова демонстри­ровались на экране в десять раз дольше, чем обычные. Их перцептивная защита просто не допускала, чтобы они уви­дели их. Однако, хотя они и не осознавали, что видели эти слова и совершенно не демонстрировали никаких призна­ков смущения, их физиологические показатели выходили за пределы нормы: температура кожи, сердцебиение и дру­гие признаки стресса - все показывало их взволнован­ность. Было ясно, что на подсознательном уровне они уз­навали слова и их тела реагировали на то, на что рассудок не мог или не желал реагировать.

Таким образом, с одной стороны, механизм перцеп­тивной защиты оберегал сознательные ценности и убежде­ния этих женщин, а с другой - создавал в их видении мира огромную дыру. Ваша перцептивная защита производит на вас такое же действие. Видя мир как подвергнутое цензуре письмо, из которого вырезана половина слов, вы живете в плену иллюзий. Если даже вас и не пугает мысль о том, что вы могли бы пропустить что-либо, потому что это расстро­ит и огорчит вас, я хотел бы намекнуть вам, что ваша пер­цептивная защита продолжает работать и сейчас, при чте­нии этой книги. Вещи, которых вы не видите, могут быть не группой грубых слов, а проблемами, которые неизмеримо важнее. Ваши "белые пятна" могут оказаться именно теми обстоятельствами вашей жизни, которые вам больше всего нужно увидеть. Ужасная мысль ...

 


 

Отрицание очевидного, как и механизм перцептивной защи­ты, лежащий в его основе, влияют на вашу жизнь значитель­но сильнее, чем вы можете себе представить. Проблемы не разрешаются сами собой со временем. Вы не можете изме­нить то, чего не признаете. И те обстоятельства, которые вы не признаете, будут становиться все хуже и хуже до тех пор, пока вы наконец не увидите их.

На протяжении своей карьеры мне посчастливилось поработать в качестве психолога-консультанта по кадрам в нескольких авиакомпаниях. Авиация была моей тайной стра­стью с раннего детства. Точно так же, как патологоанатом или следователь выполняет вскрытие умершего, чтобы оп­ределить физическую причину смерти, эксперту-психологу после трагической гибели самолета приходится проводить своеобразное "психологическое вскрытие": восстанавливать те обстоятельства и психологические предпосылки, кото­рые привели к катастрофе.

Я выполнял эту функцию, расследуя причины авиа­ционных катастроф в самых разных странах мира. Орудия моего вскрытия - черный ящик с диктофоном, находящий­ся в кабине самолета, который записывает переговоры чле­нов экипажа во время полета, и устройство, фиксирующее параметры полета, включая основные показания приборов вплоть до момента столкновения самолета с землей. Я так­же вдоль и поперек изучал особенности жизни и работы членов экипажа самолета, чтобы определить, могли ли ка­кие-либо предшествующие события стать предпосылками катастрофы, а также знакомился с показаниями свидетелей и тех, кому удалось выжить. Хотя, по общему признанию, это тяжелая и зачастую неприятная работа, она дала мне уни­кальную возможность изучить те подходы, которые разные люди используют для решения проблем, узнать многое об антикризисном управлении и о поведении людей в экстре­мальных условиях, когда нагрузка на психику превышает все допустимые нормы. Тогда-то я и понял, какой убийственной силой может стать отрицание.

Прошла всего одна минута после полуночи. Погода стояла ясная, и видимость была около восьми километров. Аэробус, перевозивший свыше двухсот пассажиров, половина из ко­торых были американцами, входил в зону аэропорта в одной восточно-европейской стране. Командир экипажа Мэллен и старший помощник Холлемэн впервые пилотировали само­лет в составе одного экипажа. Они пользовались обычным радиомаяком в качестве навигационной системы, но больше обычного полагались на рекомендации с Земли, поскольку навигационная система в этой отсталой стране могла ока­заться ненадежной. Когда они спустились ниже 3000 метров и готовились к приземлению, в кабине самолета, как и требова­лось по инструкции, не велось никаких не относящихся к делу разговоров. Это была вся история.

 


 

Аэропорт лежал на северном конце длинной долины шириной 14 километров. Покрытые снегом горы возвыша­лись более чем на 3500 метров по обе стороны. При правиль­но сориентированном при заходе на посадку самолете бор­товые приборы должны показывать, что аэропорт находится там же, где и стрелка на часах, направленная на цифру 12, или прямо на север: непосредственно перед самолетом. Что­бы следовать этим курсом, можно было установить автопи­лот, и в этом случае летчики так и сделали. Но когда самолет снизился до уровня 2500 метров и экипаж ожидал разреше­ния на дальнейшее снижение, их приборы четко показывали, что аэропорт левее, примерно в направлении 10 часов. Следующий фрагмент является частью записи переговоров, произведенной диктофоном аппаратуры слежения в кабине пилотов:

00:01:14 Старший помощник (ссылаясь на навигационный прибор, показывающий, что аэропорт скорее слева, чем прямо по курсу): Что случилось с этой штуковиной?

00:01.:20 Командир: Я не знаю, давай просто продол­жим следовать тем же курсом, и она придет в порядок. Про­сто продолжай.

00:01:32 Старший помощник: Я попробовал отрегу­лировать эту штуку, но показания все еще неправильные. Может быть, мы не включили и не установили этот прибор, когда готовились к посадке?

(Командир не отвечает.)

(На заднем плане слышно, как стюардесса дает пас­сажирам последние инструкции перед приземлением. Она благодарит их за то, что они решили совершить полет с этой авиакомпанией.)

00:01:48 Старший помощник: Я не понимаю, эта шту­ка совсем испортилась, показывает, что мы здесь; показыва­ет, что аэропорт ... нет ... что аэропорт там. Почему наш курс 60 градусов к северо-востоку? Она испорчена? Она тоже не в порядке?

00:01:54 Авиадиспетчер аэропорта: Борт 427, вам раз­решается посадка, взлетно-посадочная полоса 35R, ветер 355, десять узлов. Высотомер 30.06.

00:02:00 Старший помощник: Это борт 427, вас по­нял, посадка разрешена ... ммм ... разрешена 33R ... ммм ... 35R.

00:02:05 Командир: Я тут пытался разобраться с этим прибором. Я не знаю, не знаю, что ... просто возьми левее прямо сейчас, возьми левее, мы идем прямо в аэропорт. Ммм, нам разрешена посадка. Начинай, начинай ... нет, держи так. Это просто не ...

00:02:23 Старший помощник: Посмотри, может быть, нам следует ...

00:02:26 Радар, предупреждающий о приближении к земле: Бип, бип, остановитесь. Земля. Остановитесь. Земля. Бип, бип.

00:02:07 Командир: Что значит - "остановитесь"? На­брать высоту сейчас же. Набра ... (Звук удара.)

Последний записанный звук - звук удара самолета о склон 3500-метровой вершины.

 


 

Объяснение технических деталей этой трагедии было довольно простым. Входя в долину, пилоты в каби­не самолета были очень заняты, потому что место назна­чения было для них новым. С трудом разбирая радиосо­общения авиадиспетчеров на ломаном английском языке, они не заметили, что самолет медленно поворачивал впра­во со скоростью один градус в секунду - результат того, что их автопилот был настроен не на тот радионавигаци­онный маяк. Они пересекали долину на скорости при­мерно 8 километров в минуту. Поскольку долина была только 14 километров в ширину, им понадобилась всего одна минута, чтобы значительно отклониться от курса на высоте ниже горных вершин.

По моему мнению, тем, что убило экипаж этого само­лета и их двести с лишним пассажиров, было отрицание. Слушая их разговор, вы можете заметить, что члены экипа­жа заметили какой-то признак неверной ориентации в 00:01:14, когда старший помощник сказал: "Что случилось с этой штуковиной?" В частных авиакомпаниях пилотов ин­структируют определенно и четко: если вы заблудились или потеряли ориентацию в горной местности, не раздумывайте. Правило номер один: набирайте высоту, и набирайте не­медленно. Высота - ваш друг.

В этой книге я опустил некоторые детали инцидента, не имеющие отношения к тем, кто был в него вовлечен, и то, что я предлагаю здесь - мое мнение. другие эксперты могли бы придать особое значение иным обстоятельствам катастрофы. Но я утверждаю, что главной причиной этой трагедии стало отрицание реальности самими пилотами.

Для того чтобы избежать беды, чтобы иметь возмож­ность решить возникшую проблему, эти пилоты должны были прежде всего признаться себе и друг другу, что они, в сущности, заблудились. Для профессионального пилота это чрезвычайно неприятное признание. Это равносильно тому, чтобы сказать себе: "Ты не соответствуешь предъявляемым к пилоту требованиям; ты не знаешь, где находишься". Вме­сто того чтобы посмотреть на факты и согласиться с этим приводящим в замешательство признанием, они переложи­ли свою вину на приборы и продолжали сопротивляться реальности. В этой трагической ситуации "окно", дававшее им возможность избежать катастрофы, длилось меньше од­ной минуты. Отрицая правду и не признавая, что действи­тельно не контролируют ситуацию, они продолжали дви­гаться на скорости 8 километров в минуту навстречу горе. Иначе говоря, за пятьдесят оставшихся секунд, что они от­рицали пугающие противоречия в своих данных, они израсходовали 100% запаса времени на исправление ошибки. Они не признавали существование проблемы так долго, что об­рекли себя и 250 пассажиров на смерть.

 


 

Такое отрицание, по-моему, убийца "номер один" в авиации. Экипажам самолетов не удается осознать проблему и своевременно отреагировать на нее, потому что они просто не хотят допустить, чтобы эта проблема оказалась правдой. Но я убежден и в том, что эта тенденция в равной степени обнаруживается во всех сферах человеческой жизни. Мы дей­ствительно не хотим, чтобы проблемы были правдой, мы дей­ствительно не хотим слышать плохие новости и в результате становимся невероятно слепыми к сигналам, которые прак­тически кричат нам об истинном положении вещей.

Женщина, состоящая в браке во второй раз, решив, что во втором ее замужестве не будет ничего похожего на первое, не может признаться себе, что те же самые модели ее конфликтного поведения обязательно начнут проявлять­ся и здесь. Муж и отец, гордый своим положением в обще­стве и решивший всеми силами поддерживать видимость счастливой семьи, настойчиво убеждает самого себя, что все хорошо, хотя другие члены семьи уже давно ходят на кон­сультации к психологу. Отказываясь признать, что вы не контролируете ситуацию и что вещи не таковы, какими им следует быть, вы позволяете времени ускользать и вместе с ним упускаете драгоценную возможность что-либо изменить.

У пилотов, вовлеченных в это происшествие, было меньше шестидесяти секунд, чтобы признать и исправить свою ошибку. Сколько времени есть у вас?

Ваша жизнь не столь безнадежна, чтобы совсем отча­яться навести в ней порядок; еще не поздно сделать это. Но будьте честны, выясняя, что именно нужно приводить в по­рядок. Быть честным означает снять "розовые очки" и уви­деть мир и свою жизнь ясно и четко. Это может означать осознание непосредственных угроз, которые вырисовывают­ся на горизонте подобно тем, что были в кабине самолета, или определение небольших утечек сил, которые, возможно, иссушают ваши надежды и мечты. Может быть, правда, ко­торую ВЫ должны принять, касается ваших взглядов на дру­гих людей в вашей жизни, а может быть, она относится не­посредственно к вам. Если в данный момент жизни вы живете, как ленивая черепаха, признайте это. Если вы резки и враждебны, признайте это. Если вы напуганы, признайте это. Будьте честным, или вы запутаете себя настолько, что упустите даже самую верную возможность изменить свою жизнь и получить то, чего вы действительно хотите.

 


 

Неудивительно, что мы намного охотнее видим, как этот закон работает в жизни других людей. Почему они не могут увидеть, как они постоянно портят все дело, верно? Полезно проиллюстрировать это на примере алкоголизма. Почти каждый из нас сталкивался с проблемой алкоголиз­ма. Вы могли быть алкоголиком сами, знать алкоголика или иметь близкие отношения с алкоголиком, будь то друг или член семьи. Будучи столь хорошо осведомлены, как бы вы оценили шансы алкоголика на преодоление своей зависи­мости, если он прежде всего не признает, что эта проблема действительно существует? Если вы предположите, что эти шансы близки к нулю, я бы сказал, что Ваша оценка будет слишком оптимистичной. Не столкнувшись с этой пробле­мой лицом к лицу, он никогда не решит ее.

Та же необходимость признания важна и для вас. Если вы не готовы или неспособны определить и осознать отри­цательные последствия своего поведения, своих привычек или моделей поведения, - вы измените их не больше, чем алкоголик, который отрицает свою привязанность к алко­голю. Точка, конец истории. Чего же я хочу от вас? Я хочу, чтобы вы признали все то, что не работает в вашей жизни: свое поведение, свой брак, карьеру, взгляды на жизнь, раз­дражение, депрессию, страхи - все, что не работает. Как я уже говорил, я не стану беспокоиться, если вы совершенно, без сомнений, чертовски уверены в том, что ваши действия правильны. Но если что-то не работает, - измените это.

Давайте откровенно поговорим о том, что я имею в виду, когда говорю о признании. Я говорю не о простом утвердительном кивке головой, или неискренних заверениях, которым не хватает убежденности, или об обязательстве измениться. Сколько раз вы слышали, как кто-то говорил:

"Приятель, мне действительно нужно заняться этим", или "Я знаю, это большая проблема, что же мне теперь делать?", или "Вы правы, и я действительно хочу измениться, но ... "?

 


 

Это - не признание проблемы. Признание - это не­прикрашенная, ведущая к практическому результату, прав­дивая очная ставка с самим собой, противостояние самому себе, взгляд без самообмана на все то, что вы делаете или не делаете, или на все то деструктивное, разрушительное, с чем вы примирились в своей жизни. Это не какая-то благочес­тивая, нерешительная, фальшивая чепуха, которую, по ва­шему мнению, от вас хотят услышать. Это не сглаженная, политически корректная "исповедь", с помощью которой вы рассчитываете прекратить дальнейшие дискуссии о своей проблеме ценой правды. Я имею в виду жестокую реаль­ность: отхлестать себя по лицу и признать все то, что вы делаете, чтобы испортить свою жизнь. Это также означает признать, что вы получаете компенсации за то, что делаете, несмотря на то, что они могут быть нездоровыми или изощ­ренными. Если вы не готовы подняться до уровня жесто­кой, проницательно-острой честности перед самим собой относительно того, кто вы есть и что в вас неправильно, вы никогда не про изведете в своей жизни никаких серьезных изменений. Все очень просто.

Вспомните слова героя Джека Николсона в фильме "Несколько хороших мужчин": "Вы не можете манипулировать правдой!" В самые важные моменты жизни большин­ство из нас должны были бы признать точность этого заяв­ления. Больше всего люди хотят не правды, а оправдания. Они хотят получить подтверждение своим мыслям, правиль­ным или неправильным. Они разыскивают людей и инфор­мацию, поддерживающие те их умозаключения, к которым они уже пришли, основываясь на фактах или на чем -либо еще. Единственное, что они хотят слышать, - это то, что позво­лит им чувствовать себя хорошо, успокоит и обнадежит их в правильности своих взглядов и убеждений.

Проверьте это наблюдение на себе. Читая о создании реальных и продолжительных изменений в своей жизни, вы можете немедленно придумать пятьдесят причин, по кото­рым не можете измениться. И знаете что? Настаивайте на этом, и еще раз в своей жизни вы окажетесь правы. Мы делаем себя правыми, потому что ценим в жизни именно это: всегда оставаться правыми. Мы делаем себя правыми, живя в соответствии со своими убеждениями. Все то время, когда я работал с пациентами вообще, и особенно в тех слу­чаях, когда консультировал супружеские пары, самой рас­пространенной целью моих пациентов было вовсе не выяс­нить, как жить и вести себя продуктивно, а убедить меня в том, что их убеждения и действия верны и правильны. Ред­ко один ИЗ двоих партнеров в браке приходил ко мне и ис­кренне говорил: "Доктор МакГро, я хочу, чтобы наш брак работал, независимо от того, кто из нас прав". То, что обыч­но говорили мне оба супруга, было, в сущности, одним и тем же: "Я хочу, чтобы вы признали, что я прав (права), и убедили мою супругу (супруга) в том, что я прав, так чтобы мы могли делать все по-моему".

 


 

Эта категорическая убежденность в собственной пра­воте может иметь трагические последствия. Я видел пары, в которых каждый из родителей так сильно держался за свои особенные взгляды на воспитание детей, что они были го­товы скорее разрушить отношения и семью, чем отказаться от своих убеждений. И в большинстве этих случаев оба роди­теля были не правы. Это ложный путь.

Если вы будет исходить из предпосылки, что люди по своей природе гедонистичны, что они ищут удовольствия и избегают боли, то. поймете, что нелегко иметь дело с правдой. Чтобы оставаться спокойным, вы должны поддержи­вать статус-кво, привычное положение вещей, поскольку движение вперед может быть страшным, рискованным и требующим самоотдачи. В признании проблемы есть что-то очень угрожающее, создающее большое напряжение. По сути, это некий вид самообвинения. До тех пор, пока вы не при­знаете, что ваша жизнь не работает, можно просто "продол­жать жить" и получать то ж:е, что получали всегда. Но стоит вам признать, что здесь что-то не работает, вам придется признать и другое: вы предаете свои мечты, отказываясь от того, что хотите иметь, и получаете то, чего не хотите.

Однажды признав существование проблемы и то, что ответственность за нее лежит на вас, мириться с существу­ющим положением вещей становится гораздо труднее. Вы прорвались сквозь паутину своих заблуждений; теперь вы должны либо сознательно продолжать заниматься разруше­нием своей жизни, либо измениться. Стоит признать, что проблема заключается в вас, как вы больше не сможете пря­1'aTьcя за других людей. Вспомните: случайностей не суще­ствует, вы сами создаете собственный жизненный опыт, принимая решения и совершая поступки. Лгать себе, игно­рировать вопиющие факты жизни, - не лучший способ на­чать изменяться.

Для того чтобы включить этот принцип В свою жиз­ненную стратегию, вам нужно прийти к пониманию идеи честности вообще и честности перед самим собой в частно­сти. Честность означает правду, всю правду, неприкрашен­ную, голую правду. Быть жестоко, искренне честным с со­бой требует мужества и обязательности.

 


 

Как только вы воспользуетесь возможностью создать стратегию своей жизни, сразу заключите с собой сделку: больше не будет лжи, оправданий и жульничества в оценке того, что происходит. Не время обманывать себя жеманной самооценкой, рассказывая самому себе то, что вы хотите видеть в качестве правды, вместо того, что на самом деле является правдой. Вы должны быть готовы задать себе труд­ные вопросы и дать жесткие честные ответы:

? Живу ли я как неудачник? Если это так, признайтесь себе: "Я живу как неудачник. Этому нет оправданий. Я просто живу как неудачник".

? Ленив ли я? Достаточно ли я требователен к себе? Если так, признайте это.

? Можно ли назвать мою жизнь бесперспективным путе­шествием в никуда? Если так, признайте это.

? Испуган ли я? Играю ли я в эту игру потными от стра­ха ладонями? Если так, признайте это.

? Можно ли назвать мой брак развалившuмся и мертвым? Если так, признайте это.

? Есть ли у меня цели в жизни или я просто совершаю при­вычные действия день за днем? Если так, признайте это.

? Даю ли я себе постоянно обещания, которые никогда не выполняю? Если так, признайте это.

 


 

Я долго верил в то, что 50% решения любой проблемы со­стоит в определении этой проблемы. Стоит вам набраться мужества и выложить себе все начистоту, и вы уже не смо­жете и не станете больше проводить ни дня в мире иллюзий. И здесь не должно быть никаких исключений. Например, если вы пытаетесь оценить, почему вам не удается достичь определенной цели, вам нельзя оправдывать себя. Нельзя позволять себе оправданий. Вы должны жить и думать в со­ответствии с принципами жизни, которые мы уже изучили. Особенно важно признать, что каковы бы ни были обстоятельства вашей жизни, ничто не происходит случайно. Оправданий нет: обстоятельства вашей жизни принадлежат вам, вы сами их создали.

Вам необходимо признать, что вы должны приобретать знания, если вам нужна сила, чтобы измениться. Вы должны признать, что получаете какого-то рода компенсацию, если живете не так, как хотите. Еще вы должны быть готовы честно признать и обозначить любые особенности своего характера, которые мешают вам добиться успеха. Если вы ис­пуганы, вам придется сказать: "Я боюсь". Если вы смущены, признайте это. Подумайте, каким легким стало бы для вас ваше завтрашнее пробуждение, окажись вы способны честно сказать: "В первый раз в жизни я не обманываю себя. В пер­вый раз в жизни я честно смотрю правде в глаза".

Вы не можете изменить то, чего не признаете. Это означает, - и вы постоянно слышали об этом, читая эту книгу, - что признание своих ошибок позитивно. Тогда, в прошлом, вы могли относиться к такого рода признанию как к чему-то негативному, - но это позиция простаков. Стоит вам выбрать отрицание вместо признания реальнос­ти, и вам останется только пресмыкаться перед теми, кто имеет дело с правдой жизни.

Обдумайте, какие выгоды может принести вам при­знание своих проблем. Эту возможность можно сравнить с обещанием министерства юстиции, которое делает предло­жение кому-нибудь, вручая пожизненный приговор: "Мы амнистируем вас: освободим от наказания за все преступле­ния, когда-либо совершенные вами, - если вы прямо сей­час просто признаетесь в каждом из них письменно. Запи­шите каждое из них на этом листе бумаги - и вы свободны. Если вы не перечислите их письменно, вас будут по-пре­жнему преследовать за это в судебном порядке. Но если вы их запишите - вас отпустят".

 


 

Если бы преступник отверг это предложение, потому что был слишком смущен, слишком ленив или слишком да­леко зашел бы в отрицании своего преступления, разве вы не подумали бы, что он идиот? Вы сказали бы ему: "Не отказы­вайся от этого шанса! Имей мужество написать все это пря­мо сейчас и воспользуйся случаем искоренить все зло в сво­ей жизни одним махом!" Это именно то, о чем я говорю вам сейчас. Будьте предельно честны с собой. Не отрицайте ни­каких своих "жизненных преступлений" и не смягчайте слов, признавая их. Если вы тучны, вы тучны. Если вы ленивы, вы ленивы. Если вы испуганы, вы испуганы. У вас нет гормональных проблем", "дефицита энергии" и поводов для "чрез­мерной осторожности". Вы тучны, ленивы и испуганы. Будь­те готовы сказать себе правду, какой бы неприглядной она ни была, или все останется так, как есть.

Когда мы начнем признавать правду о себе, ставки в игре будут расти. Вы можете быть нерешительны и гово­рить себе только часть правды, но если вы действительно хотите измениться, не делайте это наполовину. Признать часть проблемы - это всего лишь согласиться, что во всех и в каждом из нас есть нечто, не являющееся приятным, смелым и привлекательным. Это та часть нас, которая зас­тавляет идти на компромисс и действовать наперекор на­шим здоровым целям. Я не пытаюсь унизить вас, я пыта­юсь заставить вас быть искренними. Посмотрите в лицо реальности, чтобы затем вы смогли ее изменить.

Вы должны позволить себе быть не совсем совершен­ным. Вы должны разрешить себе иметь накопленный по дороге багаж: искаженные мысли, чувства и эмоции - не осуждая себя за это.

 


 

Вы, очевидно, достаточно зрелый человек, чтобы приехать в книжный магазин и приобрести эту книгу. Это зна­чит, что вы достаточно долго жили в этом мире, чтобы пережить те события, которые так разительно изменили вас. Мо­жет быть, вы любили, и ваша любовь лишь разбила вам сердце, и вы вышли из этих отношений с горечью, обидой и страхом. Может быть, люди ошибочно обвиняли и осуждали вас, и вы остались разгневанным, обиженным и озлобленным. Может быть, вы потеряли ребенка, брата или сестру и теперь задаетесь вопросом о справедливости жизни, чувствуя себя покинутым Богом или вообще напуганным жизнью. Может быть, вы живете в браке или в отношениях, где ссоры или вражда стали обычным делом, и поэтому вы стали сдер­жанным и замкнутым человеком. Может быть, вы сомневае­тесь в собственной ценности и сомневаетесь, обладаете ли вы теми же качествами, что и другие люди, которые застав­ляют вас чувствовать себя испуганным и одиноким.

Все это - важные аспекты вашей личности и вашего образа жизни. Вы выбрали способ при мириться с этими чер­тами своего характера и знать, что они у вас есть. Если вы игнорируете важность опыта прошлого или отрицаете, что прошлые переживания сформировали определенные черты вашего характера, которые предписывают вам, как взаимо­действовать с другими людьми, - вы отрицаете важный ас­пект своей жизни. Вы не можете изменить то, чего не при­знаете. Если вы не признаете присутствия в себе искаженной, извращенной черты характера или важности какого-либо со­бытия, каким бы оно ни было, и не признаете, что все это присутствует в вас, - вам не избежать этого печального опы­та. Когда я говорю, что вы действительно такие или сякие, не играйте в обвинительные игры. Не говорите: "Да, это моя вина, потому что я не родился симпатичным или умным". Это - трусливое бегство, это – тупик. Признайте, что у вас всегда есть возможность выбирать и изменяться.

Осуществление значительных и продолжительных изменений в жизни, даже при самых благоприятных обстоятельствах, - достаточно трудно. Не добавляйте себе трудно­стей, оставаясь наивным или доверчивым в оценке того, что действительно происходит в вашей жизни. Нельзя оставать­ся одураченным собственной болтовней с самим собой боль­ше, чем словами других людей. Если эта книга попала вам в руки именно сейчас, будьте честным, размышляя, в каком состоянии вы находитесь в данный момент жизни, и как вы дошли до такой жизни. Вам придется стать реалистом.

 

Хорошо сделанное лучше, чем хорошо сказанное.

Бенджамин Франклин