Жизнь вознаграждает действие

Жизнь вознаграждает действиеПринцип жизни № 5:

Жизнь вознаграждает действие

Ваша стратегия. Принимайте правильные решения и затем при­водите их в действие. Поймите, что мир меньше всего забо­тится о ваших мыслях и намерениях, не сопровождающихся конкретными действиями.

Реакции и результаты, которые вы получаете от любого че­ловека в любой ситуации, вызваны стимулами, источник ко­торых вы сами. Стимулами для других людей являются ваши поступки. Это единственный способ, с помощью которого люди могут узнать вас и решить, вознаградить вас или нака­зать. Если вы ведете себя бесцельно, бессмысленно, неконст­руктивно - вы получаете плохие результаты. Если вы ведете себя целенаправленно, с ясными намерениями, конструктив­но - результаты превосходны. Вот как создается жизненный опыт: выбирая поведение, вы выбираете последствия. Чем лучше ваш выбор и ваши решения, тем лучше результаты; чем лучше поступки и поведение, тем лучше результаты. Из этого следует вывод: если вы ничего не делаете, то ничего и не полу­чаете. Жизнь вознаграждает действие.

Людей не заботят ваши намерения. Их волнует то, что вы делаете. Налоговую инспекцию не интересует, собирались ли вы заплатить свои налоги; вашего ребенка не волнует, что вы собирались приготовить обед; людей на перекрестке не устраивает, что вы хотели остановиться. Единственное, что имеет значение и определяет сценарий вашей жизни, - это то, что вы делаете.

Задание № 7. Давайте выясним, какого рода стиму­лы, побуждения и сигналы вы даете миру. Не удержи­вает ли вас ваше поведение в колее привычной жизни? Не перестали ли вы предпринимать действия, созида­ющие качественные результаты, и не усвоили ли вы вместо этого банальный, привычно размеренный стиль жизни? Воспользуйтесь тестом на привычное поведе­ние и посмотрите, какому уровню вы соответствуете. Не обманывайте себя - вы будете испытывать чувство вины, если сделаете это. Помните: вы не можете изме­нить то, чего не признаете.


Тест на привычные действия

1.             Проводите ли вы большую часть свое­го свободного времени дома за телевизо­ром, смотря "мыльные оперы", нелепые комедии или кровавые драмы?

Да

Нет

2.             Одеваете ли вы дома одну и ту же до­машнюю одежду, футболку, мешкова­тые шорты или пижаму, так что ее час­то считают вашей униформой?

Да

Нет

З. Стоите ли вы у холодильника, уставившись в него так, как будто действительно могли бы обнаружить что-нибудь, чего там не было, когда вы заглядывали туда пять минут назад?

Да

Нет

4.             Относитесь ли вы к жизни так, будто это зрелищный спорт, а вы, зритель, сидите на плохом месте на трибуне?

Да

Нет

5.             Действительно ли вы проживаете жизнь телевизионных героев и обсуждаете их ситуации так, как будто это реальные люди?

Да

Нет

6.             Долго ли вы считаете и пересчитываете предметы в своей тележке в гастрономе, прежде чем решиться подойти к кассе?

Да

Нет

7.             Все, о чем вы вообще когда-нибудь разговариваете - это только ваша работа и ваши дети?

Да

Нет

8.             В тех редких случаях, когда вы решаете куда-то выйти, тратите ли вы тридцать минут на обсуждение того, куда пойти?

Да

Нет

9.             3анимаетесь ли вы сексом раз в три месяца и меньше четырех минут, так что можете совместить это по времени с рекламной паузой при просмотре телепередачи?

Да

Нет

10.          Фантазируете ли вы о вещах, которых в действительности никогда не делали?

Да

Нет

11.          Относитесь ли с подозрением к людям, которые выглядят счастливыми, потому что это кажется вам просто невозможным?

Да

Нет

12.           Придерживаетесь ли вы более низких норм поведения, находясь в одиночестве, чем когда вы с другими людьми?

Да

Нет

13.           Является ли самым захватывающим событием, которое могло бы случиться в вашей жизни, то, что уже произошло?

Да

Нет

14.           Боитесь ли вы начать новый день, просыпаясь?

Да

Нет

15.           Чувствуете ли вы себя одиноким, даже когда вокруг люди?

Да

Нет

16.           Не перестали ли вы следить за своей внешностью и заботиться о ней?

Да

Нет

17.           Является ли вашей жизненной целью просто прожить следующую неделю или месяц?

Да

Нет

18.           Часто ли вы говорите нет, независим о от того, о чем идет речь?

Да

Нет

19.           Необходимо ли вам для знакомства с новыми людьми, чтобы они бросились на капот вашего автомобиля или выдернули из-под вас стул, когда вы сидите перед телевизором?

Да

Нет

Если вы ответили "да" на восемь и более из этих вопросов ­вы движетесь по наезженной колее. Если на двенадцать или более - дайте знать, и мы отправим к вам группу ученых­исследователей. Но, продолжая читать эту книгу дальше, вы выразили желание выбраться из этой рутины. Вы програм­мируете себя так, чтобы быть восприимчивым к принципам жизни и начать жить на качественно новом уровне. Вы осоз­наете, что пора начать превращать вашу проницательность, понимание и осознание в содержательные, целенаправлен­ные, конструктивные действия. Верно?

 


 

Попробуйте оценить качество своей жизни, основы­ваясь на результатах, а не на намерениях. Сказано, что "благими намерениями выложена дорога в ад". Я привожу этот афоризм, имея в виду, что благие намерения без дей­ствий не приведут вас никуда, кроме как вниз, на дно жиз­ни. Хотите вы признавать это или нет, создание оправда­ний - ваша естественная склонность; так же как разрешать себе сначала говорить, что вы хотите или намерены сде­лать что-либо, а затем сдаваться, так этого и не сделав. Это общечеловеческое свойство. Не вы выдумали этот поря­док - в обществе мешкающих людей это норма. В обще­стве, переполненном "жертвами", это обычное явление. "Это не моя вина. Это не мое дело". У меня для вас есть ново­сти: вы являетесь своим "делом".

Я не заинтересован в том, чтобы помочь вам со­ставить список своих намерений. У меня нет никакого же­лания помогать вам "по-новому посмотреть на свою жизнь" или "понять, что происходит и почему это происходит", ­без совершаемых действий ваше "понимание" таковым и ос­танется. Я пишу эту книгу, чтобы помочь вам создать в вашей жизни конструктивные изменения. Знать, почему вы терпите неудачу при любой попытке что-либо изменить, ­это половина проблемы, - но только половина. Я хочу повлиять на вас таким образом, чтобы вытащить вас из при­вычных поведенческих стереотипов и оправданий. Это оз­начает, что вы должны будете научиться оценивать себя, основываясь на результатах.

Оценивать свои действия как успешные или не­удачные, полагаясь исключительно на результаты, означает, что, оценивая себя, вы применяете предельно реалистич­ный прагматичный подход. Бы могли бы и действовать та­ким же образом, потому что именно так мир оценивает вас. Бы не можете создать ваши собственные правила или зако­ны: у мира уже есть свои. Еще более важно, что мир умеет приводить их в действие.

Не имеет значения, кто именно реализует эти законы в жизни - ваши конкуренты, ваш босс, подсчитывающий ваши комиссионные, или полицейский, наблюдающий за вами на перекрестке. Ни одного из них не волнует, что вы намере­вались сделать, их интересует только то, что вы сделали. Как заметил Платон: "Вы можете узнать о человеке больше за час игры, чем за год разговоров". Это не что иное, как красноре­чивый способ сказать, что пустая болтовня стоит недорого.


Если вы решили начать оценивать свою жизнь, осно­вываясь на результатах, это означает, что вы больше не при­нимаете оправданий и от других людей. Если вы решили, что будете требовать лучшего отношения к себе от тех, с кем живете, то оценивайте ЭТ0 отношение по их действиям, а не по их словам. Бы не можете провести остаток своей жизни, позволяя кому-то сообщать вам, как вы себя чувствуете, или что вы неверно смотрите на вещи. Им нужно либо уйти, либо замолчать. Чтобы эта книга имела хоть какую-то ценность не­зависимо от того, о чем мы говорим, и от того, какие пробле­мы мы штурмуем или к каким вопросам обращаемся, вы должны оценивать себя и всех остальных по результатам. Трудно, но справедливо. Только имея на руках результаты, мы действительно можем быть уверены, что изменения реальны. И вы, и я знаем: то, о чем я говорю, верно. Бы можете игнорировать истину, но это не изменит ее.

Промедление - одни лишь благие намерения - это отрава человеческого существования. Будучи распределен в геронтологическое отделение во время прохождения ин­тернатуры в военной психиатрической больнице, я имел возможность проводить "терапию" со множеством преста­релых ветеранов, чьи жизненные обстоятельства привели их в нашу больницу. Я заключил слово "терапия" в кавыч­ки, потому что в большинстве этих встреч пациент был учи­телем, а я (говорю это со всей честностью) - студентом.

Эти люди из всех социальных слоев и всевозможных уровней образования и опыта научили молодого доктора, то есть меня, некоторым важным вещам в жизни. Первосте­пенным среди этих уроков был тот, что каждый отдельный человек, достигая конца своей жизни, ощущал острое жела­ние сделать то, что он за все предшествующие годы сделать так и не успел. Один сожалел о том, что так никогда и не вернулся на Филиппины, чтобы навестить могилу армей­ского друга; другой мечтал опубликовать свои детективные рассказы, но так никогда и не набрался мужества отослать кому-нибудь рукописи; третий сожалел, что проводил слиш­ком мало времени со своей внучкой-подростком до ее тра­гической смерти в автокатастрофе.

Каждый из них тем или иным образом говорил: "Доктор, не упускайте этого, сынок. Когда все кончено - все кон­чено". Исходя из своего опыта, каждый говорил мне, что он намеревался сделать гораздо больше, чем сделал. Они гово­рили не только о непредпринятых действиях и потерянных возможностях, но и о правильном выборе времени. Это вер­но, жизнь не всегда предоставляет удобные моменты. Как правило, эти удобные моменты длятся какое-то время, но затем исчезают навсегда. Когда вы оцениваете свою жизнь в тех областях и категориях, где вы чувствуете себя готовым предпринять определенные действия, осознайте, что вы дол­жны ухватиться за эти возможности, когда они представля­ются, и создать их, если они отсутствуют.

 


 

Интересовались ли вы когда-нибудь: сколько време­ни мне еще отпущено? Если вам сорок лет, вероятно, у вас есть еще сорок лет, чтобы сделать то, что вы должны сде­лать. А с другой стороны, быть может, и нет. Может быть, вы даже не успеете дочитать эту главу до конца прежде, чем ваша жизнь закончится. Что тогда?

Вспомните мудрость Стреляного Воробья: "Жизнь ­не генеральная репетиция". Время безжалостно. Это един­ственный ресурс, который вы не можете восстановить. Жизнь, которая у вас есть сейчас, та, которую вы проживаете, един­ственная, которой вас наградили, по крайней мере, в этом мире. И каждый момент, когда вам не удается предпринять целенап­равленное действие, - еще один потерянный миг.

Формула, учитывающая время, чтобы предпринять целенап­равленное действие, выглядит так:  Быть. Делать. Иметь

Формула утверждает: БЫТЬ - это то, что дано, ДЕЛАТЬ ­это то, что для этого требуется, и тогда вы будете ИМЕТЬ то, что хотите. В соответствии с принципом жизни № 5 сейчас мы говорим о ДЕЛАТЬ. ВЫ можете знать сегодня в сто раз больше, чем знали неделю назад, но если вы ничего не делаете с этим знанием - вы не более эффективны, чем были на про­шлой неделе в своем непросвещенном состоянии.

До тех пор, пока знания, осознание, интуиция и пони­мание не будут переведены в действие, они не имеют ценно­сти. Если доктор знает, что вы умираете, однако ничего не делает с этим, - вы умрете. Если кто-то знает, что он стоит на вашей ноге, однако ничего не делает в связи с этим, она продолжает болеть. Если вы знаете, почему ваш брак разва­ливается, однако ничего не предпринимаете в связи с этим, ­он развалится. Если вы знаете, почему вы разочарованы и подавлены, однако ничего с этим не делаете, - вы остаетесь разочарованным и подавленным. Жизнь вознаграждает дей­ствие - не намерение, не способность проникать в суть ве­щей, не мудрость, не понимание.

Разница между успешными людьми и неудачниками со­стоит в том, что успешные люди делают то, чего неудачни­ки делать не хотят. Заметьте, глагол делать в этом утверж­дении. Люди, которые выигрывают, предпринимают содержательные, целенаправленные действия, а не только рассуждают об этом. Они не планируют свою жизнь до са­мой смерти и не проводят встречу, чтобы запланировать следующую, на которой нужно настроиться на другую встре­чу, где им и нужно будет решить, что делать. Приходит вре­мя, когда вы должны начать действовать. Чтобы иметь то, чего вы хотите, вы должны делать то, что ведет к цели.

 


 

Вспомните евангельское предупреждение: "Вера без дел мертва". Без целенаправленного действия вы просто пасса­жир, которого бесконтрольно тянут по жизни в неизвестном направлении. Некоторые люди предпочитают подобную роль; потому что это не накладывает бремени принятия решении или ответственности за свои жизненные результаты. Если вы из этих людей, вам нужно либо очнуться и взять управле­ние на себя, либо приготовиться стать одной из кукол, кото­рых используют на испытаниях жизни столкновением с пре­пятствием ... и я делаю особое ударение на куклах.

Я ставлю этот принцип жизни именно на пятое мес­то в списке, потому что вы знаете о себе достаточно, чтобы начать действовать. Вам пора сейчас, даже до того, как мы построили особую жизненную стратегию для вас лично, на­чать делать что-то по-другому. Принцип жизни № 1: вы либо понимаете, что происходит, либо нет, говорит вам, что вы должны делать то, что ведет к цели, чтобы накопить доста­точно знаний для "понимания тога, что происходит". Прин­цип жизни № 2: вы сами создаете собственный жизненный опыт, побуждает вас заметить, что, выбирая поведение, вы выбираете последствия. Вам нужно начать последователь­но выбирать правильное поведение, чтобы получить пра­вильные последствия. Вы должны направить свое поведе­ние на то, чего хотите. Принцип жизни № 3 говорит, что люди делают только то, что работает и дает результаты. Нуж­но ли вам изменить то, что вы делаете, чтобы получать нор­мальные результаты вместо ненормальных? Если вы изме­няете то, что делаете, и контролируете ваши компенсации, то движетесь в правильном направлении.

Ничто в вашей жизни не изменится до тех пор, пока вы не начнете действовать по-другому и делать что-то другое. Вот вопрос, который вам, быть может, нужно себе за­дать: "Если не сейчас, то когда?

Позднее мы собираемся посвятить достаточное количе­ство времени обсуждению приоритетов в вашей жизни и тому, как вы распределяете свое время и энергию. Что касается дан­ного момента, осознайте, что если вы чего-то не имеете, то это потому, что вы не действуете. И если вы не действуете, вы не будете иметь - в этом не может быть никаких сомнений. Ваша задача - использовать знание этого и других принципов жиз­ни, чтобы быть уверенными, что действия, которые вы будете предпринимать, содержательны, целенаправленны и конструк­тивны. В то время как вы создаете свой собственный жизненный опыт через действия, выбор будет за вами, и он будет отличаться от моего или чьего-либо еще. Я присоединяюсь к старому утверждению, что невозможно встретить человека, который в свои предсмертные минуты скажет: "Я хотел бы потратить на свой бизнес больше времени". Мы все знаем, что действительно важ­но, но всегда ли мы концентрируемся и работаем над этим? Или же мы просто реагируем на то, с чем сталкиваемся, намереваясь сделать самое важное когда-нибудь потом?

 


 

Начните действовать. Вытащите свои знания и сде­лайте что-либо новое в своей жизни. Жизнь движется в со­ответствии с тенденциями и импульсами. Если вы начнете делать что-либо, означает ли это тренировку, выражение своих чувств, возвращение в школу, молитву или подачу заявления о приеме на новую работу, ваши действия станут новым импульсом для развития мира. Вы познакомитесь с новыми людьми, вам откроются новые возможности. Дос­таточно скоро вы обнаружите, что ваша жизнь больше не монотонная песня, не заигранная пластинка. Вы осознаете, что эти старые пословицы имеют долгую жизнь, потому что они правдивы: "Под лежачий камень вода не течет", "Чтобы поймать рыбу, нужно опустить крючок в воду". Этот закон заставляет вас либо махать битой, либо покинуть игровую площадку. Он вносит глаголы - слова, означающие дей­ствие, - в вашу речь и само действие - в вашу жизнь.

Задание № 8. Если вы похожи на большинство людей, один из пунктов, по поводу которого вам нужно предпринять конкретные действия, - это "наверстать упущенное" в отношениях с людьми, которых вы любите. Разве не было бы трагичным, если бы вы или они исчерпали запас времени, отпущенный жизнью, прежде чем преодолели бы инерцию своей жизни и высказали то, что лежит на сердце? Эта проблема подразумеваемых, но невыраженных чувств так важна и представляет возможность предпринять действие, что я хочу, чтобы мы обратились к ней прямо сейчас. Упражняясь в том, чтобы жить действуя, прямо сейчас составьте список из пяти-десяти наиболее значимых людей в вашей жизни. Теперь честно и от всего сердца запишите для каждого человека то, что осталось бы невысказанным, если бы один из вас должен был умереть в этот самый момент.

Не уклоняйтесь и не говорите: "Хорошо, я нс сказал этого, но они знают". Нет. Когда вы или они умрете, это навсегда. Нет другого шанса. Если бы, например, один из этих лю­дей - ваш, не дай Бог, ребенок - или вы сами сегодня бы умерли, вы, возможно, хотели бы сказать что-нибудь такое: "Я люблю тебя. Я горжусь и всегда гордился тобой, даже если не очень часто говорил тебе об этом, если вообще гово­рил. Ты совершенно особенный. Пожалуйста, каждый день своей жизни помни, что я любил тебя. И сейчас, когда я знаю, что мне недолго оставаться в этом мире, мне действи­тельно жаль, что я не проводил больше времени с тобой, чтобы узнать тебя, быть с тобой и позволить тебе узнать меня. Ты хороший человек и хороший отец. Ты осчастли­вил этот мир. Пожалуйста, будь счастлив и здоров, живи и люби людей в своей жизни. И знай, что в этом мире был кто-то, кто осознал твою уникальность, кто верил в тебя и любил тебя. Будь добр к себе ради меня. Если я умру сегод­ня вечером, я буду спокоен, зная, что теперь ты понимаешь, что было в моем сердце".

Возможно, эти слова, сказанные мне моим отцом не­задолго до его безвременной кончины, смогут помочь вам начать высказывать чувства, которые у вас есть. Будучи невысказанными, без ключевого элемента - действия, они не имеют значения. Но если искренне выразить их, они сохранятся навсегда. Действуйте, чтобы создать свой соб­ственный жизненный опыт. Я точно знаю, что, не скажи мне отец этих слов, мне бы не стало "просто известно" о них. Мне нужно было услышать их. Так же, как и вашим близким.

 


 

Это не все, что я вынес из той последней встречи с отцом. Я тоже тогда решил говорить с ним от всего сердца. Я знал, когда он умрет, меня будет очень утешать то, что ничто не осталось невысказанным. В определенный момент я спросил его, как он чувствует себя физически. Его ответ был типичным для "доктора Джо" (все знали его под этим именем): "Я ходил на похороны приятеля па прошлой неделе, и проповедник говорил, что это "переход в лучшую жизнь" и что нам следует "возрадоваться". Ну, это вздор, я хочу, чтобы все на моих похоронах плакали, а иначе я вернусь и устрою им большие неприятности!" Было ясно, что на душе у него спокойно, и он собирается немного по­веселиться, уходя. Он смотрел в лицо правде и вел себя соответственно.

Жизнь моего отца была образцом действия. В возрасте семидесяти одного года, через тридцать лет после получения степени доктора наук в области психологии, он поступил в семинарию с намерением получить степень магистра богословия. Проблема была в истощении: его сердце было таким больным, что он мог пройти за один раз только пятнадцать метров, так что ему приходилось подъезжать к территории университета за тринадцать ми­нут до начала занятий. Путь от места для стоянки авто­транспорта он планировал так сложно, как планируют какую-нибудь хитрую комбинацию в Национальной фут­больной лиге: пятьдесят шагов до скамейки в парке и отдых, тридцать семь шагов до пня и отдых, - каждый день проходя около 150 метров. Но он все доводил до конца. В конце концов после двух лет и, я не знаю, скольких пе­рерывов на отдых мой отец взошел на помост, чтобы по­лучить свой диплом, и весь зал взорвался аплодисмента­ми. Так что не рассказывайте мне о том, как трудно делать какие-то вещи.

Вы составили свой список? Я надеюсь, что эти записи вызы­вают у вас потребность действовать. Какие еще сферы вашей жизни требуют содержательных, целенаправленных, конструктивных действий? Так как мы приближаемся к тем гла­вам этой книги, которые касаются разработки вашей личной, индивидуальной стратегии жизни, такого рода оценка может быть очень полезной.

Далее следует таблица, которая может помочь вам начать.

 

1

2

3

4

5

Личная жизнь

 

 

 

 

 

Взаимоотношения

 

 

 

 

 

Профессиональная

 

 

 

 

 

деятельность

 

 

 

 

 

Семья

 

 

 

 

 

Духовная жизнь

 

 

 

 

 

 


 

Задание № 9. В колонках, посвященных каждой сфе­ре своей жизни, перечислите четыре или пять первосте­пенных действий, которые, как вы чувствуете, вам нуж­но здесь предпринять. Например, если в области семейной жизни вы осознаете, что вам нужно проводить больше времени со своими детьми, запишите это. Если в сфере вашей личной жизни вам необходимо каждое утро уделять несколько минут, чтобы организовать свой день, тоже выразите это письменно. Не подходите к этому с настроем перфекциониста - человека, жаждущего совершенства во всем, или слишком беспокоясь о своей не­повторимости, или думая, что вы должны энергично взяться за все эти проблемы немедленно. Смысл здесь просто в том, чтобы определить ключевые области ва­шей жизни, в которых вам необходимо предпринять конкретные действия, и записать их для того, чтобы обращаться к пим в дальнейшем.

Составление такого списка должно помочь вам увидеть, что иногда ключ к важным изменениям - это скептицизм по поводу того, как устроен мир. Если вы собираетесь оценивать свой прогресс, основываясь на результатах, вы должны быть готовы внимательно посмотреть на каждый стереотип и каж­дую привычку, сложившиеся в вашей жизни. Вы должны быть готовы спросить себя о том, как и где вы проводите свое вре­мя, что вы себе говорите, как и почему вы взаимодействуете с людьми, и так о каждом аспекте вашего существования. И вы должны быть готовы к переменам. Примите решение вырвать­ся из безумия и сделать что-нибудь другое. Не намеревайтесь, а делайте на самом деле.

Я не говорю, что это легко. Я настаиваю, что эти вопросы и готовность действовать иначе - весьма важные шаги. Это решающие компоненты честности, которая может помочь и поможет вам преуспеть в изменении вашей жизни, когда все вокруг вас оправдываются, говорят о благих на­мерениях и возвращаются к саморазрушающему поведению вместо того, чтобы выбрать долгосрочные изменения.

Если вы обманывали себя в жизни, вполне возмож­но, что вы страдаете. Верите или нет, но теперь это может стать чем-то, что можно использовать для себя с выгодой. Боль, если она признана, может стать мощным мотивирую­щим фактором. Какая бы боль ни существовала в вашей жизни на настоящий момент, она может служить "топли­вом" в поисках изменений. Если ваша жизнь действитель­но ужасна, но вы отрицаете это или совершенно оцепенели от страха, бездумно совершая привычные действия, у вас немного стимулов к изменению. С другой стороны, если вы действительно страдаете, признание этой боли может зас­тавить вас выбраться из депрессивного оцепенения. Не от­рицайте, не прячьтесь за маской, не приклеивайте ложных ярлыков своему страданию. Используйте его, чтобы достичь чего-то иного. Не объясняйтесь и не решайте, что вы заслу­жили это или что это не до такой степени ужасно. Допусти­те страдание в центр своего сознания - и оно сможет дви­гать вас дальше.

 


 

Я вырос в Техасе, где, как и большинство детей летом, часто бегал босиком. Наверное, не существует человека, у которого не было бы переживания, которое я помню так хо­рошо: вы выбегаете босиком на покрытую асфальтом дорогу и, когда уже почти наполовину пересекли ее, вас ударяет: "Ай! Мои ноги плавятся!" В этот момент вы непременно будете как-то действовать. Вы можете побежать обратно, можете побежать вперед, но вы не будете просто стоять на месте, ожидая, пока ваши ноги запылают и расплавятся до лоды­жек вы не будете стоять посередине дороги. Вы будете дви­гаться, так или иначе.

Боль и страдание заставляют нас выбирать какое-то направление. Используйте их, чтобы вытолкнуть себя из ситуации, в которой находитесь, и достичь того места, где вы хотите оказаться. Та же самая боль, которая обременяет вас сейчас, могла бы превратиться в ваше преимущество. Она может стать тем самым мотивом, побуждением, кото­рое вам нужно, чтобы изменить свою жизнь.

Некоторым людям кажется естественным предприни­мать рискованные действия. Они продолжают стремиться и действовать, пока не получат то, чего хотят и о чем мечтают. у них такой настрой ума, который принимает риск как образ жизни. Они не готовы довольствоваться синицей в руке, если только они не охотятся именно за синицей.

другие люди борются за безопасность или выходят из игры, когда ситуация начинает выглядеть устрашающей, не­известной или трудной. Эти люди смирились С тем, чего они на самом деле не хотят, и по одной очень логичной, хоть и непродуктивной причине. Смирившись, они защищают себя от стресса, давления и страха. Находясь в зоне комфорта, они избегают риска неудачи и боли, которая ее сопровождает.

Если вы делаете вид, что ваше положение в жизни ­норма, и объясняете, почему вы не хотите или не заслужива­ете большего, тогда страха или риска неудачи не существует. Вы берете то, что получили, и безопасно играете с этим. Зона комфорта означает отсутствие напряжения, отсутствие из­менений и отсутствие рискованных путешествий в неизвест­ные воды. "Уловка-22"4 такова: если вы продолжаете тянуть­ся и делать что-то новое, страх может стать таким истощающим, что вы устанете и станете инертным. Если вы устраняетесь до старта, вам никогда не достигнуть цели.

Риск просто означает, что нечто ценное для вас оказы­вается в опасности. В большинстве случаев это нечто являет­ся, как минимум, вашим спокойствием, привычным образом жизни, вашими отношениями или, может быть, вашей фи­нансовой стабильностью. Сам акт признания того, что вы хотите большего, ставит равновесие вашего существования под угрозу. Вы чувствуете напряжение между желанием под­держивать безопасность однообразия, каким бы земным и скучным оно ни было, и надеждой и восторгом обладания тем, чего вы действительно хотите. Не имеет значения, в ка­ких обстоятельствах вы живете: даже если они болезненны, разрушение однообразия может очень пугать. Знакомая боль похожа на не очень хорошего друга: это не лучший друг, но это старый друг. Здесь все предсказуемо; вы знаете, насколь­ко плохим он может быть и сколько зла может принести, и знаете, где этому границы. Такое положение вещей не несет по-настоящему нового риска. Мы боимся неизвестного, и, ког­да пробуем что-то новое, результаты всегда под вопросом. Насколько хуже может стать ситуация? А вдруг я потеряю все, что имел? Потерплю ли я неудачу?

 


 

Помните, наш страх "номер один" - страх быть отвер­гнутыми. Почему? Потому что мы оцениваем результаты наших действий по тому, принимает нас мир или отвергает. Это верно, реакция мира - барометр наших достоинств и нашей ценности, по крайней мере, в пашем сознании. Каж­дая форма неудачи - это, по существу, отвержение. Если вы открываете небольшой бизнес и, прогорев, становитесь банкротом, вы можете интерпретировать это так, будто мир говорит вам: "Ты недостоин нашего общества, наших денег, нашей поддержки. Мы отвергаем тебя, мы не принимаем твои усилия или результаты твоего труда".

Если то, что вы предлагаете окружающим, - товари­щеские отношения, дружба или любовь, тогда это отвержение может быть, конечно, более личным и болезненным. Отвер­жение и антипатия окружающих - послания, которые могут быть прочитаны как "ты мне не нужен, ты недостаточно хо­рош", и они не приносят радости. Вспомните, например, те моменты в школе, когда вы издалека восхищались предметом своего обожания. Вспомните тревогу, связанную с просьбой о свидании или надеждой, что вас на него при гласят. Иногда казалось невообразимым, что вы рискнете испытать униже­ние отказа или позволите себе надеяться. Надеяться на нача­ло реальных отношений было бы уже слишком: легче просто не делать этого, не подвергая себя риску.

Такова логика избегания и психология ухода от ре­альности: нет напряжения, нет боли, нет страха, - просто не делай этого, и проблема исчезнет. Вы не добились свида­ния, к которому стремились, но тревога прошла. Все мы хотя бы раз в жизни делали такой выбор. Называйте это трусли­вым бегством, называйте это "наступить на горло собствен­ной песне" или "предательство своей мечты", но в любом случае вы бросаете себя и свою жизнь раньше, чем "достиг­ли успеха". Жизнь не вознаграждает вышедших из игры. Вы единственный, кто делает это. И вы можете вознаградить себя за уход от реальности иллюзорным спокойствием и миром, которого достигли ценой брошенных вами надежд и преданной мечты.

Я призываю вас посмотреть в упор на свою нереши­тельность. Действительно ли ваше нежелание предпринять новую попытку или сделать усилие оправдано? Или это слепой, необоснованный порыв страха, парализующий ваши действия? Задумайтесь над этим: возможность испытать новое, достигнуть большего и страх потерпеть неудачу или быть отвергнутым - это нечто такое, с чем вы, в конце кон­цов, можете справиться. Страх - аморфный, неуловимый, с ним трудно бороться. Бороться со страхом - все равно что пытаться поймать в мешок туман: вы просто не можете его ухватить. Тратить свою силу на страх хуже, чем страдать от последствий, которых вы боитесь. Сделайте выбор в пользу шанса. Тревожиться и бояться нормально, но страх не дол­жен господствовать над вами.

 


 

В наши дни люди так много говорят о страхе, что он стал, я думаю, очень удобным оправданием сидению в бо­лоте и бездеятельности.

Однажды ко мне обратился один мой коллега, пере­живавший трудный период в своей жизни, и обратился он за лечением. Доктор Джейсон Дохерти был талантливым психиатром, заведовавшим взрослым отделением в большой частной психиатрической больнице. Он также много рабо­тал на общественных началах, добровольно, особенно с уче­никами средней школы и студентами. Прекрасный профес­сионал и заботливый человек, он создавал в своем городе действительно нечто новое.

Я согласился увидеться с Джейсоном и был польщен тем, что он попросил меня о помощи. В дверях своего дома доктор Дохерти поприветствовал меня неуверенным кив­ком головы и натянутой улыбкой. В небольшом рабочем кабинете, где мы сидели, было темно, как в пещере, все што­ры были задернуты. Срывающимся голосом он признался мне, что не встречался с пациентами и не участвовал в уп­равлении своим отделением в больнице в течение двух ме­сяцев. Затем он поделился со мной ужасающими подробно­стями происшествия, которое потрясло его до глубины души.

В один из выходных марта, в середине дня, по дороге на встречу со студентами он зашел в новое отделение банка, чтобы открыть счет. Когда доктор, второй в очереди, ждал, чтобы поговорить со служащим банка, в дверь ворвался воо­руженный преступник. Доктор Дохерти тотчас оказался в эпи­центре вооруженного ограбления. И надо было так случиться, что ограбление с самого начала пошло плохо. В считанные се­кунды перед глазами Джейсона трое невинных людей лежали мертвыми, а он, ошеломленный, стоял в луже крови.

Грабитель перебрался через стойку кассы, круша стеклянные панели, с "Магнумом-357" в руке. Молодая кас­сирша за стойкой, также парализованная страхом, как и доктор Дохерти, начала кричать. Грабитель приставил дуло пистолета к ее затылку и, не колеблясь ни секунды, нажал на курок. Доктор Дохерти со слезами описывал мне выражение лица этой молодой женщины перед тем, как пре­ступник разнес ей голову выстрелом. Затем он повернул­ся, застрелил клиента, повернулся снова и застрелил охранника. Оба тут же упали.

Рассказывая мне об этой сцене, Джейсон безудержно рыдал. Голова и руки у него сильно тряслись, как будто че­рез его тело проходил электрический заряд. Он говорил, что совершенно оцепенел от страха; кровь убитых людей попала ему в лицо и заслоняла свет. Плохо понимая, что происхо­дит, он выбежал через парадную дверь, преследуемый по пя­там вооруженным преступником. Он бежал куда глаза гля­дят, и убийца догнал его, когда он споткнулся и упал на месте автостоянки недалеко от банка. Стоя на коленях за ним, пре­ступник хладнокровно приставил дуло пистолета к виску доктора Дохерти, и спустил курок. Ничего не произошло. Мужчина нажал на курок еще трижды, но пистолет не выст­релил. Растерявшийся, сбитый с толку и опасаясь, что кто-­нибудь подойдет, грабитель вскочил на ноги и убежал. Когда доктора Дохерти наконец нашли, он полз по переулку, дрожа­щий, в кровоподтеках и бессвязно что-то шептал.

 


 

С момента этого душераздирающего эпизода доктор Дохерти не мог спать, испытывал сильную дрожь в теле, не мог сконцентрироваться на работе и просто никому больше не доверял. Он сказал, что не может выходить из дома. Было совершенно ясно, что это синдром посттравматического стрес­са, - нарушения, которое доктор Дохерти быстро бы диагно­стировал и вылечил, наблюдая его у пациента. Но, конечно, когда вы сами являетесь пациентом, это совсем другое дело.

Понимая, насколько истощающим может быть этот синдром в частности и страх вообще, я работал с доктором Дохерти несколько следующих недель, встречаясь с ним два или три раза в неделю. Постепенно в его состоянии насту­пало некоторое улучшение и он успешно избавился от мно­гих своих симптомов. Ночные кошмары прекратились, и он больше не замечал, чтобы его охватывала дрожь. В то же самое время, однако, он начал привыкать к непродуктивно­му образу жизни. Я стал замечать, что, не работая вне дома месяцами, он перестал обращать внимание на те требова­ния, которые предъявляет к любому психиатру быстро раз­вивающаяся психиатрическая наука. Он ничего не делал, и его семья, психиатрическое отделение клиники, его студен­ты и все те, кто на него полагался, страдали.

Когда мы достигли подходящего момента для завер­шения терапии, мне было ясно, что страх Джейсона стал ему "не очень хорошим старым другом". Он стал его оправ­данием для отказа от дальнейшей игры. Живя в зоне ком­форта, ограниченной его страхом и четырьмя стенами дома, он стал жертвой жизни.

Мне было ясно, что для Джейсона существует реаль­ная опасность, что он бросит работу и, обманывая себя, пе­рестанет получать удовольствие от жизни. Я также пони­мал, что ему комфортно разговаривать со мной - я был его единственной связью с внешним миром. Зная, что выпол­няю эту роль, я решил, что не могу позволить этому талан­тливому человеку, преодолевшему последствия травмы, от­казаться от полного возвращения к плодотворной жизни. Я не мог больше позволить ему прятаться за свой страх.

Я сказал ему во время нашей следующей встречи при­мерно следующее: "Я не понимаю этого твоего "бизнеса на страхе". Я хочу знать, что дает тебе право оставаться в сторо­не от жизни только потому, что ты боишься. Я знаю, ты про­шел через суровое испытание, но это не оправдание для того, чтобы все бросить. Все мы боимся. Никто из нас не знает, что произойдет завтра. Ни один из наших коллег не может с уверенностью сказать, что следующий пациент не придет в возбуждение, войдя в наш кабинет с оружием в руках, и не убьет нас. Но что дало тебе право, когда ты одарен талантом, получил блестящее образование, имеешь здоровое тело и живой ум, выйти из игры?

 


 

Ты не имеешь права прятаться за своим страхом. Ты не имеешь права растрачивать свой дар. У тебя нет права быть настолько занятым собой, чтобы не делать того, к чему ты готовился и что должен делать. Ты обманываешь себя и всех, чьей жизни ты мог бы коснуться. Поэтому я сообщаю тебе, что терапия закончена. Ты можешь лежать здесь и хны­кать, позволяя этому ничтожеству владеть тобой до конца жизни, или встать и совершить больничный обход завтра в семь часов утра. Если хочешь, я встречу тебя в больнице. Ты нужен там, приятель. Я выписываю тебя".

Мне было ясно, что для Джейсона пришло время дей­ствовать. Страх был слишком удобен, он стал слишком лег­ким. Я знал, что Джейсон может проснуться и снова почув­ствовать себя нужным. Жизнь вознаграждает действие, и было очевидно, что ему пора что-то предпринять.

Когда я встретил его в больнице в семь часов на сле­дующее утро, то спросил: "Как ты себя чувствуешь, док?" Он взглянул на меня, улыбнулся и сказал: "Это не важно. Я собираюсь заняться работой". Он все еще боялся, но он был там, потому что ему нужно было быть там, и он заслу­живал того, чтобы быть там. А как насчет вас?

Когда дело доходит до того, чтобы действовать воп­реки страху, вероятно, не требуется долгих раздумий, чтобы понять, что вы делали такого рода вещи и раньше. Вы уже делали это тогда, когда перестали ползать и учились ходить; когда переходили в школе из одного класса в дру­гой; когда учились плавать; когда уезжали из родного дома; когда меняли работу, увольнялись или перебирались на но­вое место в другой город; когда просили любимого чело­века о свидании. В каждой из этих ситуаций вы оставили позади ничем не угрожающее однообразие своей жизни, чтобы достичь чего-то большего. Большинство достиже­ний такого рода - хорошая штука, поскольку это расши­ряет наши горизонты и позволяет развивать свои способ­ности. Подумайте, например, о том, какой была бы сейчас ваша жизнь и ваша карьера, если бы вы никогда не пере­стали ползать и не научились ходить.

Суть в том, что какой бы ни была ваша привычка или стереотип поведения, вы должны осознать, что вам больше не обязательно проживать свою жизнь таким способом. Ка­ким бы нелогичным это ни казалось, вы должны решить, что заслуживаете риска. Вы должны решить, что ваши меч­ты не должны быть преданы. Вы должны решить, что гото­вы позволить себе стремиться и добиваться своих целей, позволить себе признать, что ведете "предательское" по от­ношению к самому себе существование. Вы должны быть готовы сказать: "Я знаю, какое-то время это может причи­нять боль, знаю, какое-то время это может быть страшно, ­но я заслуживаю этого. Я не собираюсь отказываться даже от ничтожного шанса, от малейшей возможности достичь своих целей, своей мечты. Я собираюсь ставить перед собой цели, создавать стратегию и действовать".

 


 

Тот вид решений, о которых я говорю, - это ключе­вые, жизненно важные решения. Такие решения и определяют В основном то, кем вы являетесь: это те решения, ко­торые вы приняли на фундаментальном уровне своего су­ществования и которые служат психологическими и пове­денческими якорями ваших ценностей. Например, вы наверняка приняли однажды решение, что не будете воро­вать. Отказ от воровства - фундаментальная ценность, включенная вами в ядро своей души. Вам не нужно возвра­щаться к этому вопросу изо дня в день или оживленно и открыто обсуждать его. Все уже определено. Если вам не хватает денег на дорогу из города, вы не рассуждаете сами с собой: "Так! А не взломать ли мне этот банкомат или лучше я ограблю тот продовольственный магазин?" Вы не обду­мываете это, потому что какие-то вещи просто закрыты для обсуждения, здесь уже принято ключевое жизненно важное решение. Оно стало частью вас самих.

Если бы вы не принимали жизненно важных решений, вам пришлось бы ежедневно возвращаться к такого рода воп­росам. В одни дни вы могли бы принимать правильные ре­шения, а в другие - нет. Ясно, что жизненно важное реше­ние - это серьезное дело. Такое самоопределение следует осуществлять только после осторожного и искреннего обду­мывания. Мы будем подробнее говорить о ключевых жизнен­ных решениях в восьмой главе, когда в фокусе нашего вни­мания будет управление жизнью.

Надеюсь, что вы уже приняли жизненные решения относительно своей честности, преданности Богу и своей роли в семье. Но вам может понадобиться сделать их час­тью стратегии вашей жизни, чтобы включить еще какие-то новые решения в центр вашей системы ценностей.

Подумайте, что для включения принципа: жизнь вознаг­раждает действие - в вашу жизнь вам может понадобиться принять другое важное решение, действительно пойти на неко­торый риск, даже если это идет вразрез с вашим изначальным инстинктом самосохранения. Это вызов вашему естественному стремлению к безопасности и надежности. Но я подозреваю, что это один из тех моментов, когда вы просто должны призвать себя оставить позади удобное и знакомое. Решите, что вы собираетесь двигаться вперед и вверх. Примите решение рисковать разумно, рисковать ответственно - но рисковать. Я не говорю; здесь о затяжных прыжках с парашютом. Я говорю о том, что­бы позволить себе желать большего и предпринимать действия для того, чтобы достичь желаемого.

 


 

Конечно, поступать так означает, например, что вы должны говорить себе следующее:

? "Будут неудачи".

Я знаю и смогу справиться с ними.

? "Ты можешь и не добиться успеха".

Я могу не добиться успеха немедленно, но буду продол­жать двигаться в этом направлении. Временные неуда­чи - это не показатель моей ценности.

? "Люди отвергнут тебя".

Мы не всегда получаем желаемое с первой попытки. Но, продолжая требовать, продолжая работать до тех пор, пока не достигну того, чего хочу, я получу максимальное признание и одобрение окружающих.

? "Ты станешь неудачником".

Я стану неудачником только в том случае, если пере­стану пытаться, испугавшись трудностей.

? "А действительно ли ты заслуживаешь этого и способен на это?"

Да, заслуживаю. В любом случае я полагаю, что выяс­ню это, потому что собираюсь действовать и добить­ся своею.

Теперь примите решение, что вы пойдете на риск и будете настойчивы в достижении своих целей. Ваша жизнь должна быть наполнена победами и успехами. Если вы теряете ­кто-то другой находит, а это означает, что успех случается. Это может произойти и с вами, но это не произойдет слу­чайно. Это произойдет только потому, что вы сделаете так, чтобы это произошло. Это случится потому, что вы знаете, чего вы хотите, и двигаетесь к этому стратегически, последо­вательно и целенаправленно. Совершайте конкретные дей­ствия и настаивайте на результатах - это наиважнейший принцип жизни.

 

Не существует ни хорошего, ни плохого, таковым их делает наше мышление.

Уильям Шекспир