Реальность не существует, есть только восприятие
Ваша стратегия. Определите те фильтры восприятия, через которые вы видите мир. Признайте свое прошлое, но не оставайтесь под его властью.
Этот принцип настолько глубок, что определяет, насколько вы счастливы, удовлетворены жизнью и спокойны. Принятие этого принципа означает, что вы признаете тот факт, что независимо от того, что происходит в вашей жизни, только от вас зависит, как вы воспринимаете это событие. Какое бы значение или ценность определенное обстоятельство ни имело для вас, это будет то значение или та ценность, которые вы ему придадите.
Чтобы понять, как работает этот принцип, вам нужно уяснить разницу между ощущением и восприятием. Когда световые волны воспринимаются глазами или звуковые волны - ушами, это ощущение: явление, заключающееся в воздействии раздражителей, воспринимаемых нашими органами чувств. Восприятие, с другой стороны, это то, как вы образуете эти ощущения и воспринимаете их. Восприятие это уровень, на котором вы приписываете определенное значение ощущениям, воспринимаемым из мира.
Замечание о том, что "красота находится в глазах зрителя" - признание того, что ваше восприятие может быть в значительной степени отличным от моего. Оба мы можем смотреть на одну и ту же картину, и мне она могла бы понравиться, в то время как вам - нет. Это утверждение является верным и относительно всех событий в вашей жизни. Мы не можем говорить о том, что происходит в вашей жизни, не принимая в расчет вашу интерпретацию произошедшего.
Поскольку вы - единственная в своем роде личность, ваше восприятие уникально. Не важно, насколько, как вы думаете, вы похожи на другого человека: значение, которое вы придаете про исходящему в вашей жизни, является исключительно вашим. Неспособность признать этот принцип создает больше проблем, чем вы могли бы когда-либо представить.
Теперь мы знаем, например, что вдобавок к отличиям одного индивидуума от другого в характере восприятия и интерпретации, существуют также половые различия, которые отличают восприятие мужчин и женщин. На протяжении веков этот феномен мучил женатые пары.
Не секрет, что муж и жена, глядя на одну и ту же ситуацию, могут придумать две совершенно разные версии того, что это может означать. Это "несовпадение восприятий" может вести к чувству разочарования, замешательству и дисгармонии в браке. В частности, годами проверяя эту теорию буквально на тысячах пар, я обнаружил, что женщины думают даже о таких приземленных вещах, как домашние обязанности, совсем не так как мужчины. Существует широкий спектр несоответствий в том, как партнеры интерпретируют такие простые вещи, как вынос мусора. Мужчины склонны относить вынос мусора к категории обязанностей. Большинство женщин, с другой стороны, относятся к этому как к акту проявления любви. Женщины объясняли мне это следующим образом: "Вынос мусора - это неприятная работа, и, если бы он любил меня, он бы выполнял ее, чтобы избавить меня от этой неприятной необходимости. Если он не делает таких простых вещей, которые, как он знает, повышают качество моей жизни, то, следовательно, не заботится обо мне, и поэтому я прихожу к заключению, что он меня не любит".
В противоположность женщинам, мужчины воспринимают вынос мусора просто как одну из многих обязанностей, которые они должны выполнить в установленный день. Мужчины воспринимают это так, что, если они не могут "найти время" в этот день, они просто добавят вынос мусора к списку дел на следующий день. Им никогда не приходит в голову, что, поскольку женщины воспринимают выполнение этой домашней обязанности как акт проявления любви, их отказ от ее выполнения будет оцениваться как нелюбовь.
Вопрошая о том, кто прав и кто не прав в этом банальном сценарии, ничего нельзя добиться. Ни один из супругов не является правым или виноватым. Реальности не существует, есть только восприятие. Если она истолковывает отказ от выполнения этой задачи как проявление нелюбви, то эта интерпретация так же реальна для нее, как солнце, восходящее по утрам. Если он истолковывает это просто как еще одно задание на день, совершенно не придавая ему эмоционального значения, то это является его восприятием, настолько же реальным для него, как ее восприятие - для нее. То, как вы оцениваете событие, - это то, что определяет его значение для вас. Ключевой момент состоит в том, что там, где затронуто ваше восприятие, у вас есть способность выбирать нечто отличное от того, что вы обычно выбираете, если вы захотите сделать это. Когда речь идет о том, как вы представляете себе вещи и обстоятельства и в каком свете вы их видите, у вас действительно есть выбор.
Одна из самых суровых проверок этой истины, какую только можно себе представить, произошла в жизни доктора Виктора Франкла, австрийского психиатра, который был взят в плен нацистами во время Второй мировой войны и оказался узником концентрационного лагеря в Аушвице. Фашисты убили его жену и родителей и, подвергая всевозможным оскорблениям, держали его жизнь в своих руках. Когда впоследствии доктор Франкл писал о своих переживаниях в концентрационном лагере, он описал тот постоянный навязчивый контроль, который осуществляли охранники: каждый день ему и его соузникам говорили, когда садиться, когда вставать, когда работать, когда есть и когда спать, и еще им говорили, позволят ли им сегодня жить или заставят умереть.
В своей восхитительной и вдохновляющей книге "Человек в поисках смысла" доктор Франкл заметил, что перед лицом этих бесконечных зверств он обнаружил один очень важный аспект своего существования, который охранники не могли контролировать: какую именно позицию он занимал по отношению к своему страданию. Они не могли навязать ему, как он будет воспринимать обращение с ним и как относиться к происходящему.
В какой-то момент в середине срока своего заключения доктор Франкл принял ключевое жизненно важное решение. Он понял, что, считая эти ужасные страдания лишенными всякого смысла, он сойдет с ума. Вместо этого он решил жить по принципу: "Мы осознаем и переживаем эту жизнь только через смысл или значимость восприятий, которые мы им приписываем".
Я полагаю, что урок, содержащийся в жизненном опыте Виктора Франкла является двояким. Первый состоит в следующем: в любой ситуации можно выбирать свою реакцию на про исходящее вокруг вас независимо от того, каковы обстоятельства; ваше восприятие этих событий это ваш выбор. Но вот что не менее важно: обнаружив, что у него есть этот выбор, доктор Франкл смог доказать, что даже при самых чрезвычайных обстоятельствах это открытие все-таки остается верным. Если бы он умер прежде, чем смог поделиться своим знанием, это означало бы, что он выносил все эти ужасы зря. В результате он выбрал восприятие этой ситуации как вызов самому себе. Из его страдания пришло его обязательство выжить, чтобы передать свое открытие миру.
Я полагаю, можно с уверенностью сказать, что вы никогда не подвергались такому испытанию, которое выпало на долю доктора Франкла. Тем не менее его послание имеет непосредственное практическое применение. События в вашей повседневной жизни имеют только то значение, которое вы им приписываете. Иначе говоря, не существует хороших новостей и плохих новостей - существуют просто новости. У вас есть власть выбирать свое восприятие. И вы развиваете эту силу выбора при всех обстоятельствах, каждый день своей жизни.
Когда вы будете обдумывать уместность этого наблюдения по отношению к своей собственной жизни, а фактически к жизни любого человека, полагаю, что вы поймете, почему я считаю, что это настолько глубокая истина. Философия доктора Франкла сегодня так же верна, как и в ужасной обстановке концентрационного лагеря. Подумайте об этом. Когда вы покупаете газету и заголовок гласит: "Демократы одержали верх в сенате" - это хорошие новости или плохие? На самом деле, не то и не другое; это просто новости. Это не хорошо и не плохо до тех пор, пока вы не припишите этому значения. Если вы сами демократ и вас устраивает, что делают демократы в политической жизни, то это может быть хорошей новостью. Если вы республиканец, который не удовлетворен тем, что они делают, то это определенно плохая новость. Важно отметить, что ваша реакция на заголовок - результат не произошедшего события, а вашего выбора, как воспринимать то, что произошло.
Я не говорю, что одно из ваших решений должно заключаться в том, чтобы решить, что все случающееся в вашей жизни хорошо. Очевидно, что это не всегда разумная реакция. В том случае, если одному из ваших детей или любимому человеку наносится какой-то вред или с ним происходит трагедия, то неразумно воспринимать это как благо. Но у вас есть выбор, будет ли для вас это событие полной катастрофой или станет чем-то, с чем вы справляетесь конструктивным образом.
Если, например, один из ваших детей травмирован, вы можете извлекать уроки из этого события и, таким образом, защищать своих детей в будущем более эффективно. Вы можете выбрать понимание того, что ребенок учится иметь дело с реальностью жизни и преодолевать неприятности. Вы можете выбрать научиться тому, чтобы не воспринимать здоровье и благополучие как нечто само собой разумеющееся и даруемое просто так вы можете решить предпринять некоторые шаги для изменения ситуации, которая привела к травме, защищая, таким образом, других детей.
Куда бы вы ни посмотрели, ВЫ видите примеры именно такого рода извлечения уроков из неприятностей и обретения в них смысла. "Матери против пьяных водителей" (MADD) - замечательная организация и идеальный пример того, как родители, которые пострадали от потери или травмы ребенка по вине безответственной части общества, решили путем общественной деятельности найти смысл и извлечь пользу из своих страданий. Пожалуйста, ни на минуту не подумайте, что я говорю, будто хотя бы один из этих родителей считает, что эта общественная деятельность стоит травмы или смерти их ребенка. Я лишь указываю на то, что их реакция на тот факт, что это случилось, была их свободным выбором и что они выбрали конструктивную альтернативу. Вы на самом деле можете выбирать, как воспринимать мир.
Все мы видим мир через индивидуальные фильтры восприятия. Эти фильтры - наша личность, наше отношение к обстоятельствам, наши точки зрения и взгляды на жизнь - сильно влияют на те объяснения, которые мы даем событиям в нашей жизни. Эти объяснения, в свою очередь, влияют на то, как мы будем реагировать на ситуацию и, следовательно, как, в конце концов, окружающие будут реагировать на нас. Присутствие этих фильтров не является ни хорошим, НИ плохим обстоятельством, они просто есть. Какие-то фильтры могут быть полезными и конструктивными, тогда как другие могут быть искаженными и разрушительными. Но чтобы жить эффективно, вы должны осознавать присутствие своих фильтров и позаботиться о том, чтобы они не искажали ваше восприятие, вводя вас в заблуждение и направив по неверному пути в процессе принятия решений.
Не должно вызывать вопросов и то, что фильтры, через которые мы видим мир, по большей части являются побочным продуктом нашего воспитания и обучения в прошлом. Человек, воспитывавшийся, к несчастью, в обстановке вражды и насилия, будет, вероятно, рассматривать свои переживания и события своей жизни через фильтр, который заставляет его понимать мир как опасную и угрожающую среду. В противоположность ему тот, кто воспитывался с любовью, вниманием и заботой будет, весьма вероятно, воспринимать мир через фильтр, благодаря которому он видится как нечто замечательное.
Но вспомните урок принципа жизни № 6: вы сами создаете собственный жизненный опыт. Вы несете ответственность за свою жизнь. Это означает, что вы не должны использовать события прошлого для того, чтобы придумывать себе оправдания. Да, мы являемся продуктом нашего воспитания и обучения. Действительно, дети учатся на том, что окружает их в жизни. Но что вам нужно осознать, так это то, что здесь и сейчас не должно иметь значения, хорошим или плохим было ваше прошлое, оно просто было. Я не обсуждаю с вами, хорошие или плохие карты вам достались, были с вами справедливы или нет, правильно с вами обращались или нет. Предположите на минуту, что мы находимся в ситуации, когда я, как психолог, вас консультирую. Конечно, я хочу знать, какова история вашей жизни. Что еще важнее, я хочу, чтобы вы знали эту историю. Я хочу, чтобы вы осознавали, что, если вас изнасиловали или избили, когда вам было пять лет, это событие могло исказить ваше представление об отношениях между людьми.
Я, конечно, не обсуждал бы с вами, справедливо ли то, что вас изнасиловали или избили, или это "просто часть вашей жизни"; конечно, я согласился бы с вами, что это несправедливо - это и в самом деле ужасно. Не в этом смысл знания вашей биографии. Ценность вашей личной истории состоит в том, чтобы заставить вас осознать, что кто-то поместил фильтр поверх ваших глаз и разума, и теперь этот фильтр влияет на то, как вы видите мир. Стоит вам осознать это, и вы сможете принимать в расчет искажающие ваши представления фильтры.
Если вы продолжаете смотреть на мир через фильтр, созданный прошлыми событиями, то позволяете своему прошлому контролировать и навязывать вам как ваше настоящее, так и ваше будущее. Возьмите мой пример о ком-то, кто был изнасилован или избит в возрасте пяти лет. Единственное, что может быть хуже, чем само это событие, - позволить воспоминаниям разрушить всю последующую жизнь человека, определенным образом окрашивая его видение мира тридцать, сорок или пятьдесят лет спустя. В этом сценарии ужасные события детства никогда не заканчиваются, они живут вечно. Как вы уже узнали, вы не можете изменить того, чего не признаете. Стоит вам признать, что боль от определенного события изменила наш взгляд на мир и на окружающих, и вы перестанете быть узником этого восприятия.
Ясно, что вы, конечно, не несете ответственности за то, что были изнасилованы или с вами плохо обращались, когда вы были ребенком. Но вы, несомненно, ответственны за то, как реагируете на это сейчас. Когда дело касается вашего восприятия, это означает, что вы должны отдавать себе отчет, через какие фильтры вы смотрите на мир. Иначе вы введете себя в заблуждение и пойдете по ложному пути.
Спросите себя: "Через какие фильтры я смотрю на мир?" Определите эти фильтры так, чтобы вы могли компенсировать их влияние на вашу жизнь. Если вы агрессивны и постоянно ищите повода к ссоре, не воспринимаете ли вы всех людей как врагов, когда они ими не являются? Вы не доверяете представителям противоположного пола? Вы чрезвычайно наивны и слепо доверчивы? Каким бы ни был ваш фильтр, вам нужно знать о нем.
Вы, наверное, заметили, что существуют люди, которые, когда сталкиваются лицом к лицу со стрессом и жесткими требованиями со стороны окружающих, впадают в панику или теряют душевное равновесие. Уверен, что вы знаете и других людей, которые действительно выходят из кризиса еще более сильными и отлично выполняют свою работу, находясь в состоянии стресса и острой нехватки времени. Два разных типа реакций могут быть ответом на один и тот же набор стимулов. Почему? Потому что один человек видит кризис через такой фильтр, который побуждает его к восприятию кризиса как непреодолимого и неуправляемого события, тогда как другой человек воспринимает кризис как благоприятную возможность для роста и говорит себе: "Для меня это отличная возможность выделиться и проявить себя".
Чаще, когда мы осознаем чей-то фильтр, это происходит потому, что он вносит свой вклад в поведение, которое мы находим своеобразным, если не сказать ненормальным. Людям с "необычными фильтрами" часто приклеивают ярлык сумасшедших. Хотя многие из этих людей пребывают в клиниках для душевнобольных, мы сталкиваемся с некоторыми из них в повседневной жизни, и эти люди придают своеобразную пикантность обстоятельствам нашей жизни. На сегодняшний день самое распространенное ложное представление о психологии таких людей состоит в том, что эти люди просто не умеют логически мыслить и делать выводы. Ничто не может быть дальше от истины. На самом деле, тогда как у них явно другой взгляд на вещи, их реальные рассуждения могут быть очень похожими на наши. Они просто начинают свои логические построения "не с того конца", поскольку их фильтры восприятия отличаются от фильтров обычных людей.
Вы можете вспомнить, что привычка делать ошибочные первоначальные предположения была одним из видов эпидемического поведения, о котором говорилось в первой главе этой книги. Я уверен, что вы бы согласились, что, как и любой другой человек, временами делали Ошибочные предположения относительно кого-то или чего-то и эти предположения уводили вас дальше по неверной дорожке. То же самое может быть сказано о многих из тех, кто лечится в психиатрических клиниках. Единственное различие может быть в том, что их исходные предположения выпадают дальше за пределы господствующей тенденции, чем ваши. Но как и вы, психически больные люди совершают важную ошибку, которая заключается в том, что вы и они не проверяете свои предположения прежде, чем начнете обращаться с ними как с истинными.
На первой неделе моих занятий в интернатуре, которые проходили в психиатрической больнице города Вако, я познакомился с больным, пребывание которого казалось там совершенно неуместным. Большинство пациентов клиники были похожи друг на друга. Они были тощими, неряшливыми и плохо одетыми. Но у этого джентльмена была изысканность и изящество аристократа. Спокойно беседуя со мной в коридоре, одетый в костюм-тройку, ОН мог бы так же легко ждать начала заседания правления группой корпорации. Его суждения были такими же здравыми и четкими, как и у любого другого нормального человека, с кем я был знаком. Фактически вначале я ошибочно принял его за представителя обслуживающего персонала. Затем я познакомился с персоналом клиники и понял, что он был уж слишком изысканным, чтобы быть одним из нас. Я подошел к своему руководителю и спросил его об этом парне. Он и прошептал: "Ричард вовсе не таков, каким выглядит. Прояви терпение".
В этот момент я считал себя и в самом деле психологом, хотя и не имел совершенно никакого опыта. Я был уверен, что знаю практически все, что можно знать. Убежденный, что мой руководитель ошибается, я возобновил разговор с Ричардом, который утверждал, что он ветеран войны и время от времени приходит в больницу, чтобы восстановиться от истощения. Это меня раздражило. Я помню, как размышлял, уходя домой, что здание больницы не должно быть отелем или домом отдыха и что Ричарда следует отправить домой.
Примерно неделю спустя, во время бабьего лета, солнечным сентябрьским днем, я прогуливался по территории больницы, наслаждаясь прекрасной погодой. Подойдя к скамейке, я увидел кого-то, съежившегося под ней. Все тело этого несчастного напряглось от дрожи. Это был Ричард. Я поспешил к нему, склонился над ним и спросил: "Ричард, что случилось?"
"Ложитесь! - закричал он. - Ложитесь! Они стреляют, они стреляют!"
Мне немедленно пришло на ум, что если бы кто-то решил случайно пострелять в людей из ружья, то психиатрическая больница на тысячу двести мест оказалась бы вполне подходящим для этого местом. Я бросился на землю. Заползая под скамейку к Ричарду, а затем пристально оглядывая горизонт во всех направлениях, я попросил его рассказать мне, что случилось. Ричард с тревогой в голосе объяснил, что "они стреляют в меня из своих ружей тепловыми лучами". Смущенный, я отряхнулся и встал. Теперь, сидя на скамейке, а не съеживаясь под ней, я попытался понять, что же все-таки произошло.
Чтобы сократить длинную историю, скажу, что Ричард был одет в черную нейлоновую рубашку; он сидел на скамейке, а лучи солнца падали ему на спину. Погода была такая, что пока солнце закрывали облака, было Довольно свежо, но когда оно светило, пригревало очень сильно. И как только Ричард почувствовал тепло на своей спине, он немедленно предположил, что "они" атаковали его "тепловыми лучами".
Конечно, его Исходное предположение было ошибочным. Слегка эксцентричное, да. Но будь его предположение верным, разве не имело бы все остальное поведение Ричарда правильный смысл? Если бы вы поверили, что в вас стреляют, то очень логичным было бы спрятаться в укрытие, бояться за свою безопасность, предупредить других и быть в наивысшей степени встревоженным. Ричард не был нелогичным, он просто сделал ошибочное предположение и не смог проверить его справедливость.
Не именно ли это вы делаете в своей жизни? Не строите ли вы предположений, которые вам не удается проверить, и затем не относитесь ли к ним, будто бы они были истинными? И не является ли результатом этого поведения то, что вы выстраиваете реальность, основываясь не на фактах, а на непроверенном восприятии? Может быть, предположения, которые вы делаете и не проверяете, не такие причудливые, как у Ричарда, но они могут быть такими же ошибочными.
Подумайте об этом. Может быть, ваше ошибочное исходное предположение выглядит так: "Я никому не нравлюсь". Если вы относитесь к этому предположению как к истинному и не проверяете его, вы можете никогда не собрать опровергающую его информацию. При любой встрече или знакомстве с новым человеком ваше предположение заставит вас составить неверные суждения о том, что вам следует и чего не следует делать. Теперь предположим, что некто с более причудливой и навязчивой идеей-фикс может поверить, что мир действительно сговорился, чтобы достать его (что, в конце концов, всего лишь более радикальная версия "Я никому не нравлюсь"). Предположим, что он тоже не проверил исходное предположение. Вы оба сделали ошибочные исходные предположения, и никто из вас не проверил их правдивость. Я бы предположил, что, за исключением этих двух исходных изъянов в вашем мышлении, как вы, так и ваш более эксцентричный двойник продемонстрировали хорошую логику. Вовсе не обязательно быть нелогичным, чтобы совершать грандиозные ошибки. Если вы начинаете с неверного предположения и затем рассуждаете правильно, вы по-прежнему бьете мимо цели.
К сожалению, наши фильтры искажают реальность особенно сильно, когда мы смотрим на самих себя. Несомненно, людям трудно увидеть себя в истинном свете. Мы совершенно не замечаем того, как влияем на свои впечатления. Вспомните, сколько раз вы слышали, как люди рассказывают о каком-нибудь случае в своей жизни, не замечая, кажется, никакой своей ответственности за то, что произошло. Вы слышите, как они обвиняют других людей, вовлеченных в ситуацию, часто с мучительными подробностями, и возлагают ответственность за случившееся на всех и вся, не обращая внимания на то, что очевидно для слушающих, на свой собственный вклад в происшествие.
Я работаю с выдающимся и опытным судебным аналитиком, чье имя было бы нескромным открывать: Линдон МакЛеннэн. Несколько лет назад Линдон - тогда ему было около сорока лет - переехал и временно остановился в новой квартире. Когда я проходил мимо офиса Линдона утром в понедельник, я случайно услышал, как он рассказывал коллегам о том, что произошло с ним в выходные. Один из его новых соседей - мужчина, наверное, двадцати с лишним лет - вошел в прачечную самообслуживания и без разрешения вынул одежду Линдона из сушилки, выложил ее на стол и затем загрузил туда свою собственную одежду. Линдон вышел на минуту, но вернулся во время этого, несомненно гнусного, посягательства на его собственность. Когда Линдон рассказывал нам об этом происшествии, было ясно, что он все еще в смятении. Сейчас я признаю, что знал очень немного о правилах этикета в прачечной самообслуживания, пока не уловил смысла этого рассказа.
Линдон сказал, что столкнулся лицом к лицу с тем наглым молодым человеком, и в результате между ними произошел спор. Через несколько секунд разговор, видимо, как-то иссяк, потому что Линдон и незнакомец теперь сцепились друг с другом и повалились на пол, где Линдону удалось уложить молодого человека на лопатки. Следующую часть истории он рассказал с огромным энтузиазмом. Сидя на этом молодом человеке, упираясь коленями в его грудь, вцепившись руками в его горло, Линдон вопил: "Если ты наконец повзрослеешь и будешь вести себя соответственно своему возрасту, я отпущу тебя!" История закончилась тем, что Линдон спросил нас, можем ли мы поверить, насколько несерьезным и незрелым был этот молодой человек
Тогда мне пришло в голову, что Линдон, которому было сорок лет и который боролся с кем-то на полу в прачечной самообслуживания в споре за сушилку, тоже вел себя немного менее зрело, чем это соответствует его возрасту. Бессмысленный взгляд, которым Линдон встретил это предположение, показал нам, что это никогда не приходило ему в голову. Он совершенно не осознавал своей роли в этом инциденте и был явно шокирован, когда все в комнате взорвались от смеха. С тех пор его прозвали "Ландромат" в переводе на русский язык - "Прачечная самообслуживания". - Прим. пер.). (Он может со временем исправить это, но только в том случае, если мне нечего будет сказать на эту тему.) Смысл здесь в том, что Линдону было почти невозможно сохранить объективность в оценке своего собственного поведения в этом эпизоде, увидеть свое собственное поведение в ясном и разумном свете. А как насчет вас?
Одна из величайших трудностей с фильтрами, относится ЛИ это к восприятию вас самих или к восприятию других людей, состоит в том, что фильтры образованы застывшими убеждениями. Застывшее убеждение можно представить себе как жизненно важное решение, плохо сработавшее: это негативное предубеждение настолько укрепилось в вашем мышлении, что является мертвой, застывшей частью вашей системы представлений. Застывшие убеждения обычно очень опасны, если у них нет другого оправдания, кроме их твердости и непоколебимости. Сознательно или как-то иначе, вы перестали искать или получать и перерабатывать новую информацию. Вы относитесь к этому убеждению как к факту и больше не подвергаете его обсуждению или корректировке. В этих условиях вы не только упускаете новую информацию, но и не замечаете важных перемен в себе и в других людях, которые могли бы опровергнуть это застывшее убеждение. Одна из самых опасных категорий застывших убеждений - то, что я называю ограничивающими убеждениями. Это убеждения, которые существуют у вас по поводу собственных недостатков и ограничений, реальных или мнимых.
Как всегда, вы не сможете изменить то, чего не признаете. Не признавать, что у вас есть ограничивающие убеждения и не выяснять, что они из себя представляют, означает: они остаются активными, угрожающими подорвать тот жизненный план, который вы почти составили. Очень часто это происходит тогда, когда вы уже столкнулись с проблемой, и тут ваши ограничивающие убеждения поднимаются на поверхность сознания, создавая сомнения относительно ваших способностей справиться с кризисом. Такое пренебрежение ими и предоставление им возможности продолжать существование могли бы стать губительными для любых ваших усилий. Вы должны убедиться, что столкнулись лицом к лицу с этими убеждениями, противостоите им и устранить их сейчас же, немедленно. Чтобы сделать это, вам придется сначала определить и признать существование каждого из них.
Давайте уточним, за чем мы охотимся. Убеждения это все те представления, которые вы рассматриваете как правдивые и правильные. Вы относитесь к ним как к факту: вы больше нс проверяете их, не говоря уже о том, чтобы поставить их под сомнение: вы верите, что уже обнаружили истину, и дело с концом. Ограничивающее убеждение в таком случае - это некоторое негативное восприятие самого себя, которое, как вы решили, истинно и справедливо по отношению к вам. Вы "знаете", что это правда, так что просто принимаете это и живете с этим.
Наша цель сейчас - вновь вернуться к вашей базе данных по каждому отдельному ограничивающему убеждению, которое у вас есть. Вы должны бросить им вызов, вместо того чтобы жить, подчиняясь им, будто это заповеди на каменных скрижалях. Далекие от того, чтобы быть высеченными в камне, многие из них наверняка являются продуктами искажающих действительность фильтров, созданных событиями далекого прошлого.
Задание № 10. Вы, наверное, уже можете догадаться, что я собираюсь попросить вас порыться в своем сознании и найти те ограничивающие убеждения, которые вы носите с собой изо дня в день. Они есть у всех. Опасность состоит в том, что вы носите их так долго, что можете даже не осознавать их присутствия. Но единственное, что более опасно, чем их негативное влияние в вашей жизни, - негативное влияние, которое вас не настораживает, которое бесшумно, коварно и почти незаметно подрывает ваши усилия измениться. В этом и состоит природа ограничивающих убеждений.
Некоторые из них могут брать свое начало в вашем далеком детстве. (Вы знаете, что ни один психотерапевт не может написать книгу, не упомянув в ней о вашем детстве!) другие могут быть более свежими. Но все они вносят свой вклад в формирование тех фильтров, через которые вы смотрите на себя и на мир. Подумайте, как эти ограничивающие убеждения влияют на вас. Если в атмосфере конкуренции - касается ли это вашей работы, людей из вашего ближайшего окружения или чувства собственного достоинства и собственной ценности - вы таскаете за собой набор убеждений, которые говорят вам, что вы не сможете достигнуть и не достигните своей цели, то вы терпите поражение прежде, чем начнете что-то делать. Можете вспомнить старую поговорку: "Думая, что можете, или думая, что не можете, вы, наверное, правы". Важно, чтобы вы определили свои ограничивающие убеждения, и когда одно из них начнет поднимать свою безобразную голову, вы осознали его и смогли противодействовать ему. Узнайте их настолько хорошо, что если одно из них начнет демонстрировать даже намек на свое присутствие, раздастся сигнал тревоги - и вы нейтрализуете его.
Чтобы помочь вам определить ваши собственные ограничивающие убеждения, приведу некоторые типичные примеры таких убеждений, носителем которых был либо я сам, либо другие люди, те, кто поделился ими со мной:
? Бедные люди идут путем бедности, и он, должно быть, предназначен и мне.
? На самом деле я просто недостаточно умен.
? Просто я не так хорош, как люди, с которыми мне приходится конкурировать.
? Мне никогда не выбраться из болота жизни.
? Не важно, насколько хорошо все начинается, что-нибудь обязательно разрушит все мои усилия.
? Я и в самом деле не могу измениться, я - тот, кто я есть.
? У меня нет такого происхождения, чтобы стать тем, кем я действительно хочу быть.
? Я никогда не был способен на это раньше, так незачем надеяться и сейчас.
? Как только я становлюсь слишком счастливым и расслабляюсь, что-нибудь обязательно пойдет не так
? Если бы люди действительно узнали, сколько времени я "притворялся", У меня были бы настоящие неприятности.
? Если бы я попытался измениться, это разочаровало бы окружающих.
? С моей стороны эгоистично тратить так много времени и энергии на самого себя.
? Я не заслуживаю второго шанса.
Возможно, вы заметили в этом списке некоторые из своих собственных ограничивающих убеждений. В любом случае пора сесть, открыть ваш дневник и составить собственный список Идеальной исходной точкой будет карточка, которую вы заполняли, изучая принцип жизни № 2: вы сами создаете собственный жизненный опыт. Используйте ее, чтобы внести в список те "кассеты" или "записи", которые вы проигрываете на протяжении дня. Выискивайте и записывайте все, что касается восприятия самого себя и тянет вас назад. Когда вы это делаете, скажите себе, что, наверное, со временем будете вносить дополнения в этот список, поскольку столкнетесь с проблемами в будущем и осознаете другие разнообразные ограничивающие убеждения. Будьте настороже, решившись сорвать маску с оскорбительных убеждений. Избавление от них - ключевой шаг в хорошей, основательной жизненной стратегии.
Может быть, вы держитесь за такие убеждения о себе, которые обрекают вас на убогую, скучную и однообразную жизнь. Может быть, ваши ограничивающие убеждения побуждают вас думать о себе как о человеке, неспособном справиться с проблемами, которые ставит перед вами жизнь. Каково бы ни было это ваше "послание" самому себе, такие убеждения ведут к негибкому мышлению и негибкому поведению - и то, и другое угрожает вашему будущему и вашей способности управлять им. Пора заново открыть эти убеждения для того, чтобы противостоять им и изменить их. Если вам не удалось обратиться к ним прямо сейчас и вы позволите им продолжать вести вас в неверном направлении, - вы не сможете в полной мере применить то, что узнали из этой книги, чтобы изменить свою жизнь.
Потратьте столько времени, сколько вам нужно, чтобы внимательно проверить всю систему своих убеждений. Вдобавок к своим личным ограничивающим убеждениям вы могли бы еще сформулировать свои убеждения по следующим темам:
О ваших товарищах
О ваших отношениях с любимыми людьми
О вашей карьере
О вашем будущем
О ваших друзьях
О Боге
О мире в целом
О людях в целом
Признавая, что держитесь за определенные застывшие убеждения, которые служат вам поводом, чтобы думать и вести себя негибко, вы можете заново открыть эти темы для обсуждения и переоценить их. В любом случае, вы управляете своим восприятием, следовательно, контролируете свою интерпретацию жизни, свое отношение к ней и свои точки зрения на нее. В этом заключается сила.
Делайте все возможное, чтобы убедиться, что ваши восприятия основываются на реальной действительности. Они должны развиваться не просто под влиянием вашего взгляда на мир, но в результате проверки и подтверждения этой точки зрения. Если вы встряхнете свою систему убеждений и поставите под сомнение в частности те взгляды, которых вы придерживаетесь в отношении самого себя, перестав слепо или по привычке принимать их, то свежесть перспектив, открывающихся в вашей жизни, может оказаться поразительной. Старый мир может внезапно показаться новым. Это может изменить вас настолько, что вы сами будете выглядеть обновленным.
Вы представляете собой живой, развивающийся организм. С каждым новым опытом в жизни вы меняетесь и, используя этот опыт должным образом, совершенствуетесь, становитесь лучше. Вы меняетесь и становитесь совершеннее с каждой страницей этой книги, если используете ее должным образом, как следует. Реальности не существует; есть только восприятие. Позвольте своим восприятиям оставаться свежими и всегда основываться на реальной действительности, а не на событиях прошлого.
Дело не в том, сбили ли вас с ног; дело в том, смогли ли вы встать.
Вине Ломбарди